Пена на мойке самообслуживания
Самая востребованная программа на российских автомойках – это пена. Она уступает по частоте использования только «Воде высоким давлением». В чём причина популярности программы «Пена» на мойке самообслуживания?
Во-первых, многие привыкли к обильной пене на обычных автомойках с персоналом. Все мыли свой автомобиль на профессиональной мойке, все видели там пену и это стало обязательным атрибутом для любой профессиональной автомойки.
Во-вторых, не стоит забывать про эффект шоу. Часть людей ездят на мойку только ради того, чтобы запенить свою машину и смотреть с наслаждением как шапка пены начинает темнеть, отрывая грязь от поверхности, и медленно сползает по кузову.
В-третьих, эта программа не только эффектна, но и эффективно работает, т.к. в растворе пены наибольшая концентрация химических средств.
В-четвёртых, пена прощает обычному автолюбителю то, что он не умеет мыть машину. Большинство тех, кто впервые попробует помыть машину достигнет наилучшего результата именно с программой «Пена», а не с «Химией высоким давлением». Когда клиент наносит пену на свой автомобиль он визуально видит, где он пропустил часть кузова и всегда получает качественный результат.
Некоторые оппоненты скажут, что программа «Шампунь/химия высоким давлением» (или «основная мойка» у некоторых производителей) действует эффективнее, т.к. на грязь одновременно происходит и химическое, и кинетическое (ударное) воздействие. И они совершенно правы. Когда у меня машина очень грязная, я использую именно эту программу, т.к. понимаю, только с ней я могу получить по-настоящему качественный результат. А «Пену» в этот момент использую в качестве программы предварительного «замачивания», чтобы грязь максимально растворилась. Если, конечно, нет отдельной программы с сильным химическим средством. Если нет «Пены» («Активного мусса») или программы «Предварительная мойка», то я использую программу «Насекомые» («Антимошка»), т.к. обычно там самая высокощелочная химия.
Проблема в одном, для того чтобы получить качественный результат на программе «Шампунь высоким давлением» нужно уметь мыть автомобиль. Если во время мойки автомобиля пропустить какой-то участок и не пройтись по нему струёй раствора из пистолета, то там будет непромытость. И увидеть её можно будет только после того, как машина высохнет. Уверен, что каждый клиент мойки самообслуживания, хоть раз, но сталкивался с таким. Машина высыхает, а на ней «лоскутами» остаётся грязный налёт. Это и есть результат собственного неумения мыть автомобиль. Если машина загрязнена не сильно, то благодаря программе «пена», уравниваются шансы в «чистом» результате между профессиональным мойщиком и обычным автолюбителем.
В-пятых, и это тоже очень существенная причина, люди – ленивые существа. И если есть возможность получить результат с минимальными усилиями, то стараются получить именно таким путём. Напенить автомобиль и смотреть как с грязью вместо тебя борется химия – намного проще, чем бегать вокруг автомобиля с пистолетом на перевес и смывать грязь «Шампунем высокого давления».
Эти пять причин указывают, что на любой конкурентоспособной мойке самообслуживания должна быть программа «Активный мусс» или «Пена». У всех производителей она стоит существенных денег, но на мой взгляд открывать мойку без неё не стоит.
Почему эта программа дорогая?
Основная причина дороговизны – это полноценная отдельная магистраль с дублированием клапанов, с дополнительной консолью, пистолетом, колчаном и т.п.
В эконом-варианте встречаются варианты с двуствольным пистолетом, чтобы не ставить отдельную консоль, колчан и укоротить систему антифроста. Но у неё есть два серьёзных минуса:
- Сложность переключения. На самом деле сложного ничего там нет, но только для тех, кто знает, как это делать. А учитывая, что часто пользователи в нескольких кнопках на пульте путаются, то переключение становится невыполнимым квестом, при отсутствии администратора на месте.
- Вес. В руках у пользователя очень массивный и габаритный пистолет, которым банально тяжело пользоваться дольше нескольких минут. Понятно, что суровым челябинским мужикам эта тяжесть только в радость, но на автомойку не только они ездят.
Встречаются варианты, где пена подаётся через основной пистолет. Но они редки и это правильно, т.к. подаётся уже готовая пена, которая получается с помощью сжатого воздуха, а этот вариант подаётся на низком давлении. И всё вроде ничего, кроме существенного времени появлении пены из пистолета после любой другой программы, либо при работе системы антифрост, когда магистраль заполнена водой. Пользователю достаточно долго приходится ждать, когда пена на низком давлении вытеснит воду из магистралей длиной от 7 до 25 метров. Если на соседних постах с техническим помещением (где находится оборудование) это не слишком заметно, то начиная со 2-го поста, это уже критично.
Некоторые делают полноценные магистрали, где даже АВД (аппараты высокого давления) на каждую магистраль свои. Обычно такие решения задействованы в эконом сегменте. Нормальная «обвязка» из качественных клапанов и остальных фитингов высокого давления существенно дороже чем поставить отдельную помпу с электромотором. Но и у такого решения есть плюсы и минусы. С одной стороны, не происходит подмеса шампуня в воду в начале таких программ, как «вода высоким давлением», «воск» или «осмос».
С другой стороны, вся магистраль программы «пена» всегда заполнена химией, без регулярной промывки чистой водой, что достаточно быстро убивает все детали этой магистрали. Особенно, в эконом-сегменте, где частенько используются «итальянские» комплектующие made in China.
Если оборудование использует порошковую технологию, то удорожание самое большое, т.к. из такой автохимии невозможно получить качественную пену. Она получается только из жидких моющих средств. Поэтому приходится фактически дублировать оборудование. Если пообщаетесь с продавцами оборудования на «порошке», то услышите тысячу и одну причину, почему эта программа не нужна и как волшебные микрогранулы их порошка отмывают любую грязь без пены и вся Европа прекрасно живёт без этой программы. Они правы, спрос на эту программу в той же Германии очень низкий. Поэтому у них чаще всего она исполнена на «отвали», т.е. использованы самые примитивные технологии, а-ля в оборудовании за 300 тыс. рублей за пост.
Как видите, при любых исполнениях программы «пена» используется намного больше деталей, чем без неё, поэтому происходит заметное удорожание оборудования.
Какая бывает пена на мойках самообслуживания?
Существует два принципиальных метода создания пены на мойках самообслуживания: высоким давлением и с помощью сжатого воздуха.
При подаче высоким давлением, пена образуется на самом последнем этапе, а именно в специальном пистолете на посту. В нём раствор химии с водой пропускается через мелкодисперсную многослойную сетку (пенную таблетку), по краям которой находятся прорези для воздуха. Раствор шампуня под действием высокого давления в прямом смысле разбивается о пенную таблетку и за счёт того же высокого давления насыщается воздухом через прорези и на выходе получается густая пена.
Это самый простой и популярный метод пеногенерации. Не требует каких-то особых знаний, т.к. пришёл из обычных автомоек. Поэтому используется во всём бюджетном автомоечном оборудовании и большинством производителей отнюдь не бюджетного оборудования на «порошке», т.к. у них эта опция сугубо второстепенная и производится для третьих стран, а там и так сойдёт.
В теории есть только два минуса:
- Появляется дополнительный расходник – пенная таблетка, но стоимость несколько евро, поэтому не страшно.
- В сезон, т.е. осенью и весной при температурах ниже +5 градусов проявляется эффект «замыливания» этих таблеток. В холодной воде ПАВы имеют свойство «сворачиваться» и выпадать в воде в виде мыльных хлопьев, вот эти хлопья забивают ту самую пенную таблетку. Это приводит к драматическому падению качества пены. Также при околонулевых и отрицательных температурах приводит к падению проходимости воды в системе антифроста и магистрали банально замерзают. Т.е. по-хорошему предназначены только для закрытых отапливаемых постов, а на открытых мойках – это сплошная головная боль для персонала и владельцев автомойки в самый сезон.
На практике же выявляется один очень серьёзный минус, благодаря которому в Европе практически не используется данная технология – минимально возможная экономность. Даже экономностью это назвать нельзя – это огромный перерасход самого дорогого расходного материала: шампуня.
В Европе этот бизнес давно стал низкомаржинальным, поэтому для конкуренции там нужны более экономичные решения. А это пена на низком давлении. Существенно более сложный метод, хотя на словах всё просто – химраствор до состояния пены доводится путём сжатого воздуха.
Сложность заключается в двух вещах. Во-первых, банально больше деталей, т.к. нужен воздух (компрессор) и система управления воздухом. Во-вторых, получить красивую и стабильную пену можно только используя качественные комплектующие. Эта и есть основная причина, почему в эконом-сегменте никто не использует такую пеногенерацию. Т.к. нужно выкинуть всё то китайское барахло под итальянскими, немецкими или китайскими лейблами и ставить оригинальные итальянские комплектующие, а после этого мойка просто перестаёт быть бюджетной.
В Западной Европе если используют пену, то только пену на «низком давлении». Она в свою очередь подразделяется на два типа: аппараты высокого давления, работающие на низких оборотах, с вспениванием сжатым воздухом и пенная колонна. В обоих случаях нужен компрессор для получения сжатого воздуха.
В первом случае, с помощью частотного преобразователя понижаются обороты помпы высокого давления в 3-4 раза от номинала и сжатым воздухом вспенивается через эжектор. Вариант технически сложный, но полностью контролируемый и регулируемый. Таким образом можно легко регулировать качество и количество пены, что является несомненным плюсом.
Во втором случае, используется отдельный модуль, который отвечает только за пеногенерацию. Технически несложный, но сложный в исполнении, т.к. используется принцип трубки Вентури, когда за счёт снижения давления в месте сужения трубки, происходит разряжение и «подсос» из другой среды. Делается только из нержавеющей стали, и необходима высокая точность изготовления. С одной стороны, минимум движущихся деталей, т.е. вроде бы не убиваемый механизм, с другой стороны максимальная зависимость от качества подаваемых воды, химии и воздуха. В итоге получается достаточно капризный и, в итоге, ненадёжный механизм. Да ещё и с очень малым диапазоном регулировок.
Из плюсов: минимально возможная себестоимость, правда в первую очередь за счёт уменьшения количества подаваемой пены, а также на экономии электроэнергии (не используется АВД). Из минусов, кроме надёжности, очень низкая скорость нанесения пены. Лично я считаю, что драматически низкая, особенно, когда сравнивают с пеной на высоком давлении, что в России сплошь и рядом
Почему пена на низком давлении более экономична?
Шампунь подаётся в концентрации 1-2%, а на высоком давлении прокачивается от 8 до 15 литров в минуту, в зависимости от умения производителя и наличия элементной базы. Путём простейших математических расчётов несложно понять, что в минуту расходуется от 80-150 мл до 160-300 мл шампуня. На данный момент стоимость концентрированного шампуня в среднем 9 копеек за миллилитр, т.е. расход химии в минуту от 7,2 руб до 13,5 руб.
На низком давлении, поток воды от 3 до 6 литров в минуту, т.е. расход химии в минуту от 2,7 руб до 5,4 руб в минуту. Что безусловно в разы меньше.
Въедливый читатель скажет, что пены подаётся в это время меньше и будет прав. В теории, во сколько раз меньше пены, во столько раз и дольше её наносить, а значит расход будет одинаковым. Но, люди не акробаты и не роботы. Мало кто сможет запенить машину за 30 секунд, при этом не допустить ошибок и пропусков (не покрытых пеной участков автомобиля) и не повесив после этого язык на плечо. А при нанесении пены низким давлением человек двигается с комфортной для него скоростью. Поэтому получается, что при движении именно с комфортной скоростью (без бега вокруг автомобиля) получается большой перерасход пены, без эффективного её использования, что приводит к обратным результатам.
Причина в том, что зависимость между качеством и количеством пены – не прямая. После того, как достигнуто необходимое количество концентрации химии, для того чтобы справиться с грязью, дальнейшее увеличение либо полностью бесполезно, либо минимально эффективно. При этом время необходимое для смывания этого количества химии увеличится пропорционально.
Кроме того, чтобы добиться красивой и пышной пены, что очень легко на низком давлении, но на высоком давлении, нужно либо повышать поток до максимальных 15 литров в минуту, либо увеличивать концентрацию, либо использовать высоко-пенную химию, у которой зачастую низкие моющие способности.
Нужно не забывать, что большинство пользователей автомоек самообслуживания – это мужчины. А как известно, мужчины любят глазами. Поэтому красивая и пышная пена – это важно. Но стремление к этому образцу приводит либо к перерасходу моющего средства, либо к некачественному результату на пене высоким давлением.
А теперь к практике. Я моюсь на образцово-показательной мойке конкурирующего с нами производителя из Польши. Так уже получилось, что я живу в 200 метрах от их московского офиса, где находится автомойка, которая принадлежит дилеру этого бренда в России. Думаю, не стоит объяснять почему она образцовая. И это не на словах, т.к. я там регулярно вижу инженеров из Польши и используется химия не российского, а польского производства, что существенно дороже (мало на каких мойках этого бренда она используется, т.к. обычные владельцы стараются экономить). Хотя должен отметить, что именно эта автомойка из их сети хорошо моет.
У них на мойке есть программа «Турбо пена». Я не знаю точно какие именно настройки на этой мойке, но обычно приставку «турбо» наши маркетологи дают для пены, которая работает на максимальных оборотах с потоком 15 литров в минуту. Стоимость минуты 25 рублей, я успеваю запенить свою машину за 30 рублей (среднеразмерный кроссовер). По времени уходит где-то 1:10. Т.к. моюсь на собственные деньги, поэтому спешу.
При этом регулярно езжу к нашему клиенту, который находится километрах в 15 от меня, там моюсь на автомойке Акварама, где пена на низком давлении, при потоке 5 литров в минуту. Стоимость минуты за пену такая же, и там не спеша запениваю за 50 руб. Как понимаете, там для меня мойка условно бесплатная, так что трачу ровно один жетон номиналом 50 рублей, но пены реально избыток, я даже арки пеню, чего никогда не делаю за свои деньги. Если бы мылся на собственные деньги, то спокойно успел бы запенить за 40 рублей и затраты по времени приблизительно 1:40. Т.е. разница где-то полминуты и по деньгам 10 рублей.
Для меня это абсолютно не критично, да и не только для меня. Наши мойки очень часто конкурируют с мойками, где пена высоким давлением и наши мойки хвалят именно за пену. Т.к. при сравнении с образово-показательной мойкой, разница не критичная, но есть в пользу высокого давления. А если сравнивать с типовыми мойками, то наша пена оказывается вне конкуренции.
При этом я на конкурирующей автомойке, заплатив 30 рублей, трачу химии на 15,75 рубля! Это только химии! Не считая больший расход воды, водоотведения и электричества! Да и это мелочи, т.к. здесь не посчитана зарплата, аренда и прочие расходы. В итоге, на этой программе, заработок минимальный.
На мойке Акварама, заплатив на 10 рублей больше, я трачу всего 4,2 рубля! Плюс меньший расход всего остального. Т.е. владельцы оборудования на пене высоким давлением недополучают больше 20 рублей на каждом клиенте, что для 6-8 постовой мойки в хорошем месте выливается в упущенных 200 000 рублей ежемесячно.
Логично было бы установить более высокую цену за минуту на мойке с пеной высоким давлением, но этого не даёт конкуренция, которая с каждым годом только возрастает. Прайсовая цена остаётся хоть и не главным, но очень весомым аргументом в пользу выбора автомойки. Вопрос времени, когда между мойками начнётся ценовая война и тут окажется, что владельцы нашего оборудования, смогут ставить цену за минуту, дешевле себестоимости конкурентов, при этом продолжат зарабатывать.
Всё это уже было пройдено в Западной Европе, поэтому там родилась, воплотилась и обкаталась идея с пеной низким давлением. По большому счёту - маркетинговый продукт, который приносит реальный заработок владельцам.
По этой причине покупают наши мойки самоообслуживания (и автомойки наших конкурентов, у кого есть низкое давление), хотя стоимость оборудования зачастую в разы дороже. Но те, кто умеет считать выбирают безусловно более выгодное решение.
Наши итальянцы собаку съели в пене низким давлением и не зря запатентовали «Активный мусс», т.к. они нашли ту самую золотую середину, подобрав все параметры так, что с одной стороны расход химии остаётся очень низким, при этом скорость нанесения такая же как на «среднем давлении», когда занижают обороты помпы для потока порядка 8 литров в целях экономии. А качество пенной шапки ничем не уступает «турбо пене», когда идёт максимальный перерасход химии. Со своей стороны, мы вкладываем своё многолетнее прошлое в автохимической промышленности и подбираем такой шампунь под локальную воду, который отлично моет!
Олег Логачев
PS. Давно я не был на конкурентной мойке, а оказывается подняли стоимость минуты до 37 руб. Теперь нормально запенить машину за 30 руб я никак не успеваю, минимум 40.
16 августа 2019