ИНВЕСТИРУЙ В ЧИСТОТУ

Главный критерий хорошей автомойки: качество помывки автомобиля


Главный критерий хорошей автомойки: качество помывки автомобиля

Процесс бесконтактной автомойки выглядит очень просто: нанёс пену и смыл её. Только за этими элементарными действиями прячутся много химических и физических процессов, которые влияют на конечный результат мытья автомобиля. Попробую на пальцах объяснить эти процессы. Уверен это приведёт к большему пониманию почему все автомойки моют по разному, зачастую кардинально. Одинаково подходит для всех видов автомоек: и ручных с персоналом и различных видов автоматических.

Для начала расскажу, что из себя представляет грязь на автомобиле. Основа грязи - это частицы почвы, частицы от растений, пыльцы, насекомых и остатков прочей органики. К автомобильной грязи ещё примешиваются частицы асфальта, битума, покрышек, сажи, реагентов, пыли тормозных колодок и много чего другого. Когда грязь свежая, то отмывается легко, но со временем на грязь действует высокая температура двигателя и солнцепёк, постоянно подогревая её и помогая протекать химическим процессам, как внутри грязи (она полимеризируется со временем) так и между ЛКП и частицами грязи.

Если погрузиться глубже и вспомнить школьные курсы физики и химии, то между молекулами ЛКП и молекулами грязи возникает притяжении из-за разницы потенциалов и под действием электрохимических процессов это притяжение всё возрастает и возрастает.

Метод бесконтактной мойки автомобиля включает в себя воздействие на грязь моющими средствами с высокой концентрацией ПАВов (поверхностно-активных веществ). ПАВы снижают силу притяжения между молекулами грязи, между молекулами грязи и ЛКП, чтобы в дальнейшем смыть водой. Сила притяжения именно снижается, поэтому чтобы смыть грязь нужно физическое воздействие либо большим объёмом воды, либо высоким давлением, либо и тем и другим вместе.

Это была краткая теория моечного процесса. А теперь поговорим о том, что влияет на качество моечного процесса:

1. Химическое воздействие
1.1. Моющие средства
1.2. Вода
1.3. Температура
1.4. Время
2. Физическое воздействие
2.1. Давление
2.2. Производительность помпы
2.3. Пятно контакта

Каждая из этих составляющих важные, нет более или менее важных, т.к. влияние происходит в комплексе всех этих составляющих.

1. Химическое воздействие

1.1. Моющие средства

Автомобиль состоит из множества деталей. Мыть нужно не только ЛКП, но и стёкла, пластик, резину, хром и т.п. ПАВы для каждой из поверхностей должны отличаться, т.к. с переменной эффективностью работают на разных типах поверхностей. При этом они не должны повреждать детали автомобиля, что не так просто. Т.к. в целях экологичности используются менее химостойкие водорастворимые лаки и краски, переработанная пластмасса, а вместо хрома - его имитация.

Грязь тоже разнородная по составу, причем на каждом автомобиле отличается. Зависит от того, где ездили, где парковался автомобиль, чего больше в грязи - органики, или неорганики и какой именно.

Кислотные виды химии эффективны против неорганики с высоким содержанием железа, а также хорошо работают на стекле и хромированных элементах. Но губительны для пластиков и резиновых изделий (особенно потёртых, т.е. с нарушенными наружными поверхностями). Данные виды химии крайне редко используются на мойках самообслуживания и ручных автомойках, т.к. нужны предосторожности при использовании людьми.

Самые распространённые в автомоечной отрасли - щелочные типы автохимии, за некоторыми оговорками безопасны при использовании людьми.

Щелочные «мягче» по сравнению с кислотными, но плохо справляются с такими загрязнениями как пыль от тормозных колодок, которой очень много на колёсных дисках.

На эффективность работы автохимии напрямую влияет концентрация. С одной стороны - кашу маслом не испортить и можно выкручивать дозировку на максимум. С другой стороны, при достижении порога насыщения раствора, лишние молекулы ПАВов соединяются в мицеллы, а затем в жидкие кристаллы и абсолютно не участвуют в процессе мойки. Т.е. себестоимость процесса повышается, а моет также. К тому же, чем больше мы выливаем на машину автошампуня, тем дольше его смывать. А если не смыть до конца, то остатки автохимии останутся на автомобиле в виде разводов или белого налёта. Так что дозировать нужно точно.

Дозировка указывается производителем автохимии. Существуют различные виды концентрации от 1:10 (одна часть шампуня на 10 частей воды) до 1:200. Чем меньше концентрация, тем больше в цене автохимии сидят транспортные издержки и стоимость тары. Чем больше концентрация, тем выше вязкость (не прямая зависимость, но она есть).

На автоматических автомойках системы дозации ставятся маломощные, т.к. чем меньше мощность тем дозация точнее, да и избыточная производительность попросту не нужна. Стоимость высокопроизводительных систем выше, электроэнергии потребляют больше, а использоваться на полную никогда не будут. Системы дозации на автоматических автомойках не справляются с высоковязкими видами химии и приходится делать лишнюю работу: вязкие шампуни перед использованием дополнительно разводить 1:1 или даже 1:3.

Российский рынок предлагает сотни видов автошампуней, как откровенный шлак «сваренный» в ближайшем гараже таджиком в пустой бочке и перемешиваемый черенком от лопаты. Так и сделанный на полноценном заводе в реакторах, с соблюдением всего технологического процесса.

Про бочку с таджиком был не сарказм, а суровые реалии рынка России. Большинство автошампуней производятся именно таким образом. Не вижу ничего плохого в бочке с черенком, почти все крупные производители автохимии именно так и начинали. В автохимии половина дела - знать правильную рецептуру и иметь качественные компоненты. А вторая половина, всё смешать в правильных пропорциях, в правильной последовательности и при нужной температуре. Это может сделать и таджик в бочке, другое дело, что повторяемость низкая.

Второй бич российского рынка, что клиенты требуют минимальную цену за продукт, а это приводит к расцвету именно таджиков в гаражах с бочками, но это полбеды. Для дальнейшего снижения себестоимости применяют органические растворители. Их очевидная моющая способность (особенно для нефтепродуктов и органики) достигается ценой быстрого разрушения ЛКП и деталей из резины и хрома.

С этим легко смириться, если речь идёт не про собственный автомобиль, а вот с чем тяжело смириться для собственника автоматической автомойки - убивается дорогостоящее оборудование.

В случае ручных автомоек это не критично: и само оборудование недорогое, и смешивание химии с водой происходит на финальном этапе - в пенокомплекте или пеногенераторе. В автоматических автомойках химия проходит почти по всему тракту. К тому же, если для автомобиля это не так критично и сразу не заметно, т.к. человек нанёс химию, смыл её через несколько минут и в следующий раз приехал только через несколько дней, а то и недель. Тем самым деградация поверхности происходит долго и незаметно. А в оборудовании оно находится не только каждый день, но и каждые пять минут в сезон. А в бюджетном оборудовании, где нет промывки, химия находится постоянно, плюс сами комплектующие китайские.Такое оборудование можно убить при применении одной 23 кг канистры автошампуня.

Качество химии зависит от многих параметров. От рецептуры, качества компонентов, соблюдения технологии приготовления и хранения как готовой химии, так и компонентов. К тому же грязь неоднородная, сильно отличается от региона к региону, т.е. не бывает универсальных рецептов, поэтому химики и технологи должны иметь короткую связь с конечными клиентами, чтобы вносить изменения в рецептуру и эти изменения проверялись на практике.

При этом требования к эффективности сильно зависят на каком типе автомойки она будет применятся. Самые сильные к автоматическим автомойкам, особенно к роботизированным бесконтактным. Менее сильные к мойкам самообслуживания, а наименьшие к ручным автомойкам, где моют профессиональные мойщики, т.к. мастерство может нивелировать очень многое.

Химия на хорошей автомойке

Автохимия основа бесконтактной автомойки, поэтому от того насколько удачный автошампунь подобрать, настолько будут довольны клиенты. Химия подбирается под конкретные виды автомоек и под конкретные типы загрязнений. Для роботизированных автомоек нужны быстродействующие типы автохимии, т.к. необходима максимальная производительность оборудования. Для дисков, где много пыли тормозных колодок нужна одна химия, для «пены» другая, для удаления следов насекомых - третья и т.д.

Обязательно нужно проверять эффективность химии на практике, плюс смотреть за повторяемостью, чтобы канистра из одной партии мыла также, как канистра из другой партии. И не рекомендую экспериментировать с дешёвой химией со стоимостью 1500 руб за канистру и ниже. Существует риск нарваться на растворители в составе и убить своё оборудование на экономии нескольких сотен рублей.

Подбором автохимии можете заниматься самостоятельно, либо доверьте поставщику оборудования, если он предоставляет такую услугу.

1.2. Вода

Даже не все производители автомоечного оборудования понимают важность качества воды, что уж говорить о покупателях и пользователях. У большинства бюджетных производителей и у некоторых именитых фирм автохимия смешивается с сырой водой, что является грубейшей ошибкой!

Автохимия наносится на автомашину в разбавленном виде. Разбавляют её водопроводной водой (или, что хуже, водой из скважины), которая по определению не дистиллированная, а значит первые химические реакции происходят не на поверхности автомобиля, а в воде. Между растворёнными в воде веществами и автохимией.

Если вода жесткая, т.е. содержит высокое количество солей жесткости, то эти соли препятствуют растворению ПАВов в воде, а значит их эффективности. Если в воде большое содержание железа или марганца, то сразу после разбавления начинается процесс взаимодействия моющего средства с металлами, а точнее их окисление.

В итоге подобных взаимодействий, моющая способность снижается вплоть до 40%! А значит нужно увеличивать концентрацию химии пропорционально уменьшению моющей способности. При этом мы на машину выливаем хорошо разбавленную, но грязь, которую надо смывать и тратить на это время и ресурсы.

Поэтому мы ВСЕГДА в базе поставляем оборудование водоподготовки! При этом водоподготовку изготавливаем под конкретную сырую воду, в месте установки автомойки. Таким образом автохимия смешивается не с сырой водой, а подготовленной: умягченной и избавленной от железа и марганца.

Некоторые возражают, зачем это нужно, например, в высокогорных районах России, где вода из скважины мягкая, практически дистиллированная? На практике, после дождей в тех же районах вода временно портится - вместе с дождями в воду попадает огромное количество минералов и металлов.

И чтобы не было перепадов в качестве мытья, мы поставляем водоподготовку всегда и во все регионы. В особо запущенных случаях, например в северных широтах, где зачастую высокое содержание железа в воде, дополнительно устанавливаем колонны обезжелезивания, а в совсем запущенных случаях, на нашем оборудовании смешивание воды и химии происходит на воде очищенной методом обратного осмоса (практически дистиллированной). Обычно это не нужно, т.к. себестоимость помывки вырастает, при этом если вода адекватного качества, то ничего кроме увеличения себестоимости и спокойствия на душе - это не приносит.

Кстати, по причине низкого качества воды после систем водоочистки, я никогда не рекомендую использовать оборотное водоснабжение, о чём я уже писал пару лет назад: https://aquarama-rus.ru/articles/rubrika-1/vodosnabzhenie-zamknutogo-tsikla-na-avtomoykakh-samoobsluzhivaniya/

1.3. Температура

Если помните школьный курс химии, то скорость химических реакций ускоряется при повышении температуры. Т.е. чем выше температура, тем активнее работают ПАВы, «отрывая» грязь от поверхности, а значит лучше моет.

Все применяют это свойство в жизни, т.к. моют руки горячей водой. Не только потому что так приятнее, но и потому, что руки лучше отмываются. Тоже самое и с автомойкой.

На практике, когда температура воды выше +16, используется правильная химия, вода хорошего качества, «за бортом» температура выше +10, то воду можно не подогревать. Качество мойки, конечно ниже, чем при температуре воды +22, но не критично.

Если температура ниже, то как минимум рекомендую подогревать воду для автохимии (программ пена и шампунь высоким давлением). В идеале, нужно подогревать воду высоким давлением для смыва, но это не дёшево, особенно если нет газа или центрального отопления. Если используете дорогие виды топлива, например дизель (про электричество вообще молчу), рекомендуем ставить отдельную программу «Горячая вода высоким давлением», чтобы те кто готовы платить за хороший результат - платили, а «экономисты» экономили, но результат был чуть выше среднего.

При низких температурах (ниже +5, но зависит от автохимии) начинается процесс, когда растворённые в воде ПАВы, соединяются между собой в группы молекул, а затем кристаллизуются, т.е. превращаются в хлопья мыла. Моющая способность при этом стремится к нулю.

Многие владельцы автомоек, расположенных на юге России, пренебрегают температурой воды, а возможно производитель оборудования, просто не рассказал об этом. А потом зимой, три-четыре месяца в году, когда температура опускается ниже 10 градусов тепла, удивляются почему посетители жалуются на упавшее качество мытья и уходят в поисках автомоек, которые продолжают мыть зимой.

Если вокруг такой же «колхоз-колхоз» как и у них, то люди уходят на «ручные» мойки, или едут по принципу самая дешевая или самая близкая к дому. Если помоются на нормальной автомойке, где есть водоподготовка, тёплая вода, необходимый выбор программ, то уходят навсегда.

1.4. Время

Чтобы любая химическая реакция протекала успешно - нужно определённое время. Время необходимое на реакцию зависит от вида химии, вида текущей программы, количества грязи и температуры.

Для программы «шампунь высоким давлением» при температуре выше +20 достаточно 2 минут для действия. Т.е. после использования этой программы, шампунь нужно смывать. Начиная с той же части автомобиля, с которой начали наносить и в той же последовательности.

Для пены нужное большее время для качественного воздействия. Зависит от количества грязи и температуры, но обычно это 3-4 минуты (1-2 минуты на нанесение и 2 минуты подождать чтобы подействовала).

На роботизированных мойках используются быстродействующие виды автохимии, они существенно дороже обычных, зато увеличивают пропускную способность оборудования из-за минимальных или отсутствующих пауз для действия химии (роботы наносят и смыкают химию быстрее человека).

Как и в других сферах бытия - много не значит хорошо. Химия растворена не в дистиллированной воде, да и в грязи много элементов, которые негативно действуют на ПАВы. Поэтому если передержать химию на кузове, начинаются необратимые реакции, а именно ПАВы вступают в реакцию и превращаются в грязь, к тому же более «химостойкую», чем была ранее. Т.е. в большинстве случаев потребуется контактная мойка автомобиля, чтобы удалить такую грязь.

Поэтому учите администраторов на мойках самообслуживания предупреждать клиентов, которые свято верят, что чем дольше, тем лучше и держат пену на кузове 5-10 минут пока она не засыхает на вертикальных частях автомобиля. Таким образом они получают существенно худший результат. Опять таки в жару советуйте предварительно остудить кузов водой высоким давлением, прежде чем наносить пену. При высокой температуре кузова и высокой температуре за бортом, достаточно 2-3 минут, чтобы пена высохла.

Если уж зашла речь про жару, то при +30 и выше, особенно на солнце, нужно снижать концентрацию моющего средства, чтобы повышенная скорость испарения воды не приводила к лавинообразному увеличению концентрации моющего средства и его кристаллизации на авто.

2. Физическое воздействие

Все предыдущие составляющие представляют химическое воздействие на грязь. Почему я разложил так подробно? Там много неочевидных вещей, про которые даже многие производители оборудования не знают, чего уж говорить о будущих владельцах автомоек.

С физическим воздействием всё намного проще, т.к. здесь в основе очевидные вещи, но есть и неочевидные моменты, про которые я обязательно расскажу.

Если говорить про контактную мойку, то достаточно щётки или губки, а все тонкости использования современных технологий будут нацелены на то, чтобы максимально нивелировать пагубное воздействие контактных технологий на ЛКП. Но у нас речь про бесконтактную автомойку, а здесь всё намного сложнее.

2.1. Давление

Начнём с самого простого, а именно с давления. Не зря у большинства бесконтактная автомойка ассоциируется с мойкой высокого давления.

Сразу сделаю важную ремарку. Давление - это параметр как таковой не влияет на автомойку, т.к. это цифры, которые показывает манометр в магистрали высокого давления, т.е. до выхода из пистолета (на входе в форсунку). Как понимаете, цифры не моют, но по этим цифрам можно судить с каким ускорением вылетает вода из форсунки пистолета. А вот ускорение уже непосредственно влияет на кинетическую энергию струи воды. Но т.к. «в народе» вместо «кинетической энергии» используют давление, то дальше в тексте я тоже буду использовать именно это слово для понимания массами.

Как понимаете, чем больше давление, тем лучше отмывает. Ограничения в этом вопросе только в здравом смысле. Существуют аппараты высокого давления которые развивают даже 3000 бар. Если мыть машину таким давлением, то получится как в этом ролике:




В ручных автомойках, где моют профессиональные мойщики используются АВД (аппарат высокого давления) которые выдают до 300 бар, но на максимум редко когда выкручивают, из-за высокой утомляемости персонала. Обычно ставят 160-200 бар.

В роботизированных мойках используют 70-80 бар по ряду причин. На мойках самообслуживания в Европе используют 70-90 бар. В России давление на мойках самообслуживания зависит от безбашенности/безграмотности производителя оборудования. Как я уже писал, многие не знают азов бесконтактной автомойки. Поэтому пытаются решить плохое качество мытья на их оборудовании не тем, чтобы разбираться в причинах, а выкручивают давление на максимум который дают комплектующие. А т.к. комплектующие используются не специализированные для моек самообслуживания, а обычные для ручных автомоек, то там можно выкрутить хоть на 200 бар.

Мыть начинает лучше, но всплывают другие проблемы - с безопасностью для клиентов и ЛКП автомобилей. Давление больше 100 бар чревато повреждением некачественного ЛКП, а 200 бар, может повредить и заводское ЛКП, если не соблюдать правила работы с АВД (расстояние от ЛКП и время нахождения струи в одной точке).

Про то, чем чревато высокое давление для человека прекрасно знают профессиональные мойщики, многие из которых имеют шрамы от неаккуратного обращения с АВД. В России кроме узкоспециализированной ниши, мало кто об этом знает. На западе об этом известно давно. Рекомендую посмотреть этот ролик с канадского телевидения, он на английском и по большому счёту ни о чём, но для людей не знакомых с АВД показывает, что может сделать струя с бытового аппарата.




Думаю, что с распространением автомоек самообслуживания, особенно уровня «колхоз- колхоз» в России дойдёт до запрета использования давления более 100 бар не подготовленными людьми без защитного снаряжения на законодательном уровне. Считаю это вопросом времени.

2.2. Производительность

Это то чем отличается профессиональный АВД от бытового и очень важный параметр в автомойке. Совершенно неочевидный, к сожалению. Мало кто догадывается как он влияет на качество мытья автомобиля.

Если вспомнить школьный курс физики, а именно второй закон Ньютона, то всё встаёт на свои места. Сила равна массе помноженной на ускорение. Если его применить к автомойке, то сила с которой грязь отрывается от кузова равна произведению давления (это производная от ускорения) на массу воды.

За массу воды которая льётся на кузов отвечает помпа (насос), а точнее её производительность. Обычно измеряется в литрах в минуту.

В бытовых АВД производительность лежит в пределах от 2 литров в минуту, до 10. В профессиональных от 10 и выше. На ручных автомойках (с персоналом) стандартом де- факто стали помпы с производительностью 15 литров в минуту. На мойках самообслуживания, производительность от 9 литров в минуту до 15 литров в минуту. На импортных это 9-11 литров в минуту, в автомойках российского производства в 99% случаев используются те же помпы, что и в ручных автомойках, а значит на них в качестве стандартных используются 15 л/мин.

На автоматических автомойках этот параметр сильно гуляет, для легковых автомобилей крайне редко используются производительность более 168 литров в минуту на группу помп. На грузовых портальных автомойках можно встретить и 600 л/мин.

Соответственно, чем больше литров выливается на ЛКП, тем лучше для качества мытья. К сожалению, себестоимость возрастает кратно, а вот качество мытья - нет.

Если на автоматических автомойках это не так критично из-за высокого среднего чека, то для моек самообслуживания - очень критично.

2.3 Пятно контакта

Пятно контакта в автомоечной индустрии - это поверхность, которая подвергается воздействию струи воды в момент времени.

Как уже писал выше, силу которая отрывает грязь с поверхности автомобиля, можно условно описать как произведение давления на производительность помпы, т.е. на массу воды. Но эту силу можно приложить к нескольким квадратным миллиметрам (при нулевом угле распыла), а можно к нескольким сотням, а то и тысячам квадратных миллиметров (при широком угле распыла).

Попробуйте забить в дубовый брусок гвоздь и болт М20. Если Вы ударите молотком по гвоздю и приложите весь вес молотка помноженный на ускорение с которым вы ударяете по шляпке гвоздя на кончик гвоздя, то он спокойно войдёт вглубь древесины. При этом, если вы этим же молотком и с таким же ускорением ударите по болту М20, то скорее всего не обнаружите даже вмятины на бруске.

Тоже самое и в автомойке - чем больше площадь, тем меньше силы в каждой конкретной точке. Пятно контакта формируется в зависимости от угла распыла, угла атаки и расстояния от форсунки до поверхности.

2.3.1 Угол распыла

Тоже мало кому известный критерий, который напрямую влияет на качество автомойки и её скорость. Форсунка в пистолете, либо на балке в автомойке-роботе формирует струю воды с заданными параметрами. Основной параметр - угол распыла.

Чем больше угол распыла, тем больше пятно контакта. Т.е. за один «проход» моется большая площадь автомобиля, но при этом с меньшим воздействием на грязь.

При нулевом угле распыла можно отмыть любую грязь, вот только машину придётся мыть больше часа. Это как пытаться покрасить фломастером стену. То что вы покрасите валиком за 5 минут, фломастером будете делать 5 часов.

Поэтому нужно искать баланс между скоростью и качеством.

Высокое давление на автомойке самообслуживания

2.3.2 Угол контакта

Общепринятого в российской автомоечной индустрии термина нет, но я называю этот критерий так. Он обозначает под каким углом форсунка (в моечном пистолете, либо на балках в роботизированных мойках) находится по отношению к поверхности автомобиля.

Чем угол ближе к прямому (90 градусов), тем эффективнее процесс автомойки. В этом случае максимум энергии струи воды работает на отрыв грязи. Чем больше угол отличается от прямого, тем больше пятно контакта, со всеми вытекающими последствиями. Например при угле 45 градусов, пятно контакта вдвое больше, чем при прямом угле.

Это то что знают профессиональные мойщики, к чему прикладывают максимум возможных усилий производители роботизированных автомоек, но чего не знают обычные люди, клиенты моек самообслуживания.

К сожалению, производители оборудования для автомоек самообслуживания никак не могут повлиять на этот критерий, кроме как обучать персонал автомоек. В надежде, что обученные администраторы будут в свою очередь обучать конечных клиентов.

2.3.3 Расстояние

От расстояния от форсунки до ЛКП напрямую зависит моемая площадь.

Причём прямо пропорционально! Если взять угол распыла 25 градусов, то ширина струи в 20 см от форсунки - это 8,87 см, а в 50 см это в 2,5 раза большая ширина - 22,17 см. Т.е. если во время процесса мойки держать форсунку в 50 см от поверхности вместо 20 см, то сила удара будет в 2,5 раза меньше, а значит уменьшается моечная способность.

Производители «робомоек» прикладывают огромные усилия к сокращению расстояния, что, естественно, сказывается на качестве мытья. На ручных автомойках и МСО, производители оборудования не влияют на расстояние от форсунки до автомобиля.

Если уж вспомнили «самомой», то на каждой, причём абсолютно на каждой мойке самообслуживания, всегда находятся люди, которым «давление» низкое. Мы долгое время продаём итальянское оборудование, где согласно европейским нормам стоит давление не более 90 бар (с нашими доработками - 120). Также пару лет делали собственное оборудование где могли ставить давление в широких пределах и по просьбам «трудящихся» перешагивали за 150 бар.

Парадокс, что при таком давлении, когда пистолеты вылетали из рук неподготовленных людей и летали по посту, царапая автомобиль, всё-равно оставались недовольные низким давлением. Поэтому проводили эксперименты: увеличивали давление и производительность помпы, или уменьшали угол распыла (а значит уменьшали площадь), но для большинства это никак не сказалось на качестве мытья. Клиенты - это не профессиональные мойщики и им тяжело держать пистолет рядом с поверхностью машины при высоком давлении. И если человек держал раньше пистолет в 20 см от автомобиля, то при увеличении давления он начинал держать в 30 см, вот и всё. Уменьшался средний чек, при этом качество мытья оставалось как и прежде.

Заключение

Я описал основные факторы, влияющие на качество мытья на любой автомойке. И это именно факторы, а не нюансы. Если углубляться в каждый фактор, то обнаружатся десятки нюансов в каждом. Думаю, что про нюансы никому кроме специалистов знать не интересно, поэтому не стал углубляться глубже.

Если говорить про обычные ручные автомойки, то на российском рынке во главу угла ставят профессионализм автомойщиков. Что ставит бизнес в прямую зависимость от персонала. Если персонал не умеет мыть машины, то никакой сервис не поможет - клиентов не будет. И персонал становится главной головной болью для владельцев автомоек и он же становится фактором сильно мешающему масштабированию бизнеса.

Если открываете обычную автомойку можно пойти двумя путями: вложиться в оборудование, которое будет хорошо мыть, с хорошей водоподпотовкой и технологией, либо купить самый простой профессиональный АВД. Бытовые аппараты не советую покупать, т.к. экономия встанет боком. Естественно, в случае покупки качественного оборудования, нивелируется непрофессионализм мойщиков и выбор персонала расширяется. На оборудовании, которое хорошо моет, даже обычный человек, без опыта работы, добьётся хорошего результата. Но профессионалы на то и профессионалы, что у них это займёт намного меньшее время и меньшими ресурсами, за счёт чего повысится проходимость мойки, а следовательно выручка.

Так что имейте в виду, что при выборе бизнеса обычной автомойки - персонал и работа с ним встанут во главу угла.

В случает открытия автоматической бесконтактной автомойки, выбор оборудования - это ключевой этап. Более важный, чем выбор месторасположения. Производитель оборудования влияет на каждый фактор, кроме самой автохимии и то, некоторые производители либо поставляют химию, либо помогают с подбором. И даже если убрать вопрос самой автохимии, то влияет на её правильную концентрацию, а также доставку раствора автохимии, так что можно смело сказать, что влияет на все факторы. Вопрос выбора робомоек не простой, я в скором времени напишу отдельную статью на эту тему.

Хорошая портальная бесконтактная автомойки

При выборе оборудования для мойки самообслуживания нужно смотреть на сложность оборудования. Чем сложнее, а следовательно дороже оборудование, тем на большее количество факторов влияет производитель. Если речь идёт о самом дешёвом и бюджетном оборудовании, то влияние идёт только на 3 фактора из 7, а на сложном и дорогом до 6 факторов. Естественно, цена далеко не всегда коррелируется с качеством, особенно если брать наших коллег из Европы. У некоторых именитых производителей оборудование для МСО сделано для галочки. Оно дорогое, безусловно качественное, вот только по уровню влияния на качество помывки находится на уровне бюджетного.

Лучшие европейские производители оборудования для мойки самообслуживания делают упор на химическое воздействие. Тем самым подавляющее большинство клиентов получает положительный опыт, вне зависимости от того умеют они мыть автомобиль или нет.

Производители российского оборудования эконом-класса делают ставку на физическое воздействие. Правда большинство из них не понимает, что может быть по другому, т.к. чаще всего это переквалифицированные сборщики тривиальных АВД. Они по другому не умеют. Люди которые умеют мыть автомобиль, получают тот же результат, что и на дорогих европейских мойках, поэтому тоже находят довольных клиентов. Только в том случае если мойка не деградировала.

А деградируют такие мойки легко, я не раз такое наблюдал. Бюджетные производители не умеют делать экономичное оборудование, значит в хорошем месте, в «хлебный» день уходит 2 канистры шампуня по 23 кг, а это 6000 рублей, если химия качественная. К владельцам чуть ли не каждый день приезжают продавцы разной автохимии с «пробниками». Привозят владельцу канистру дешевле на 200 рублей, со словами что моет не хуже.

Попробует, видит, что вроде неплохо моет, ну может чуть хуже и начинает покупать её. Через месяцок приезжает другой продавец автохимии, с таким же предложением. Снова пробует, ведь 200 руб на дороге не валяется. Да чуть хуже, но зато дешевле. Так по чуть-чуть качество сильно деградирует, плюс накладывается на износ оборудования, так что клиенты начинают потихоньку уходить. Если открылась неподалёку мойка выше классом, то отток становится заметный, при этом владелец ничего поделать не может.

Проходит полгода-год, выручка сильно упала, а зарабатывать хочется. Что делает подавляющее большинство собственников в этом случае? Начинают резать расходы. Т.е. покупают плохую, но дешёвую химию, на которую в самом начале пути даже не посмотрели бы. Также меняют персонал на неквалифицированный, либо перестают следить за текущими администраторами. Те перестают консультировать клиентов, убираться на постах, следить за порядком и прочим. Сама мойка ржавеет, а деньги на постоянные мелкие ремонты становится жалко. В итоге мойка перестаёт мыть окончательно, т.е. на ней не получают приемлемый результат даже те кто умеет мыть автомобиль. К тому же она вся грязная и страшная, что приводит к тому, что постоянная клиентура разбегается.

Если мойка располагается в отличном проходимом месте, то худо-бедно существует с оборотом в 200-300 тысяч на 6 постах, т.е. тысяч 50 чистыми приносит и ладно. Если участок арендованный, или место не ахти, то мойка несёт убытки и её пытаются продать. И тут оказывается, что оборудование купленное пару лет назад за 1,5 - 2 млн, не готовы купить даже за 150-200 тыс рублей, за навес предлагают бесплатный демонтаж и вывоз, чтобы сдать на металлолом, а плита и остатки асфальта вообще никому не нужны.

Отдельно стоят отечественные производители, которые хорошо разбираются в автомоечном процессе и делают качественное оборудование, которое чуть проще, но зато дешевле лучшего европейского, например Акварамы, процентов на 20. Что не малые деньги. Они пытаются угодить всем клиентам, чтобы получился максимально возможный результат, поэтому делают равномерный упор на все факторы. Не забывают про качественную водоподготовку, систему подогрева воды, турбо-пену, давление могут 200 бар поставить, производительность помп не менее 15 литров в минуту, двигатели на 5,5 кВт. Всё хорошо, кроме двух вещей.

Высокой себестоимости помывки, и низкого среднего чека при прочих равных. За счёт чего себестоимость большая, думаю и так понятно. А средний чек уменьшается за счёт того, что те люди, которые умеют мыть, на таком оборудовании моют автомобиль с заметно меньшим чеком, чем обычные люди. Они в меньшинстве, поэтому нельзя ориентироваться на них при ценообразовании, поэтому приходиться мириться с уменьшением среднего чека.

Пока средний чек выше 100 рублей, то себестоимость помывки в 40-50 рублей не критична. Но, например, в Краснодаре средний чек уже 100 рублей и имеет явную тенденцию к снижению. Когда земля в собственности, то 100 рублей ещё комфортная цифра. Но когда цена упадёт меньше, то только тогда появится запрос на уменьшение себестоимости и российские производители задумаются про поиск баланса, который в Италии найден уже давно. Уверен, что они найдут этот баланс между хорошим качеством помывки и минимальной себестоимостью, но сомневаюсь, что найдут его быстро. Значит у тех кто выберет итальянское оборудование сейчас, имеет лаг минимум в 5 лет пока не появятся сильные конкуренты и эти годы будут спокойно снимать сливки.

Почему при вроде бы очевидной разнице в качестве помывки большинство выбирают дешевое оборудование? Всё просто. Я знаю очень мало инвесторов, которые ищут применение 10-20 млн рублей и при этом пользуются мойками самообслуживания. В лучшем случае мойками самообслуживания пользуются их водители. Когда начинают вникать в тему, видят что всё оборудование состоит из общих блоков, везде стоят АВД, везде есть пульты управления, РВД, клапана и прочее. Т.е. с первого взгляда всё оборудование одинаково. А если оно одинаково, то зачем платить больше? Поэтому на первый план выходит такой немаловажный критерий выбора как цена.

Эта статья даст пищу для размышлений. Возможно на время инвесторы попробуют примерить шкуру будущих клиентов и попользуются мойками самообслуживания и сами почувствуют разницу на практике и после этого сделают правильный выбор.

Олег Логачев


14 Января 2020

Вам будет интересно

Возврат к списку


Оставить комментарий:
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
 
Для добавления отзыва, необходима авторизация

Автомойки самообслуживания

item2

ГАРАНТИЯ
5 ЛЕТ

item5

ПРЕВОСХОДНОЕ КАЧЕСТВО МОЙКИ

item1

ИННОВАЦИОННЫЙ ДИЗАЙН

item4

БЕЗОТКАЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

item3

НАДЁЖНЫЙ ПОСТАВЩИК

fix w3 validation

photo1

Автомобильные мойки самообслуживания — машина для зарабатывания денег.

Это современный бизнес по европейским стандартам, который потребует минимум усилий на его ведение.

ОТКРЫТЬ МОЙКУ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

ПРОСТО!

ХОЧУ ОТКРЫТЬ МОЙКУ

ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗОВАННЫХ АВТОМОЕК

5 простых шагов к открытию
мойки самообслуживания

  • 1 Разработка и согласование проекта

  • 2 Подбор подрядчиков

  • 3 Строительство

  • 4 Шеф-монтаж

  • 5 Запуск

Что необходимо
для открытия МСО

  • Желание зарабатывать

  • Земельный участок

  • Инженерные коммуникации

  • Начальный капитал

ХОЧУ ОТКРЫТЬ МОЙКУ
 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ

 

ВЫГОДЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРА ОЧЕВИДНЫ

ВЫСОКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

ВЫСОКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

БЫСТРАЯ ОКУПАЕМОСТЬ И ВЫХОД НА ПРИБЫЛЬ

БЫСТРАЯ ОКУПАЕМОСТЬ И ВЫХОД НА ПРИБЫЛЬ

НИЗКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ОТРАСЛИ

НИЗКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ОТРАСЛИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ

ВЫСОКАЯ ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ПОСЛЕ ОКУПАЕМОСТИ

ВЫСОКАЯ ОСТАТОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ПОСЛЕ ОКУПАЕМОСТИ

 

НОВОСТИ

Все новости

ООО "Оборудование моек самообслуживания"

ЕСТЬ ВОПРОСЫ? СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ!

ООО "Оборудование автомоек самообслуживания"