Обзор рынка бесконтактных робомоек: достоинства и недостатки автоматических или роботизированных автомоек в России.
На российский рынок стремительно врываются новые технологии с Запада. Одна из таких - это робомойки, или как они ещё называются бесконтактные портальные автомойки. 2019 год стал переломным: если за предыдущие годы количество проданных в год можно было пересчитать по пальцам, то в 2019 было поставлено больше 60 автомоек.
Причина в том, что ниша в России не занятая, конкуренция минимальная, а значит это интересно и потребителям и владельцам. Мы внимательно следим за мировым рынком и там уже 15 лет назад наметилась тенденция к росту рынка портальных автомоек. Похоже тренд докатился до России.
Больше трети потребителей услуг автомоек не готовы мыть автомобили самостоятельно, но при этом хотят сэкономить или время, или деньги, а лучше и то и другое. Это потенциальные клиенты автоматических автомоек.
Постараюсь максимально объективно и подробно рассказать о продающихся на российском рынке робомойках, чтобы читатели сделали предварительные выводы и сократили количество поездок по действующим автоматическим автомойкам. Но окончательные выводы призываю делать после помывки на интересующих моделях портальных моек.
Перед прочтением обзора рынка советую прочитать вот эту статью, чтобы понимать используемые термины. Также поможет понять от чего зависит самый важный параметр автоматической автомойки - качество помывки автомобиля.
Виды бесконтактных портальных автомоек
Бывают два типа автоматических автомоек - это портальные автомойки (или робомойки) и туннельные автомойки. Отличие в том, что в портальных мойках автомобиль стоит на месте и его моет робот, объезжая его. А в туннельных мойках автомобиль заезжает на конвейер и проезжает через моющие арки. Туннельные автомойки самые производительные, большие и дорогие - кратно дороже портальных автомоек и сложны в управлении, т.е. этот бизнес для опытных людей.
Робомойки компактнее, дешевле и проще как в обслуживании, так и в управлении. В этой статье речь идёт именно о них. Они бывают в свою очередь тоже двух типов: П-образные и Г-образные.
П-образные портальные автомойки - потомки общеизвестных щёточных портальных моек, где вместо щёток используются струи воды высокого давления. Т.е. эволюционная модель развития автомоечной техники. Используется преимущественно европейскими производителями оборудования. Посмотреть видео работы можно на примере первой версии портальной автомойки Aquarama (видео уже 8 лет):
Г-образные автомойки это революционный вид развития автомоечной техники. Представляет собой своеобразную руку или «кочергу» (как называют в народе) со встроенными форсунками, которая с большой скоростью ездит вокруг машины. Наиболее близкой прототип такой мойки был создан Алленом Джонсом (Pacific Car Wash Company) в 1985 в Новой Зеландии. Затем изобретатель перебрался в Сиэтл (США) и вместе с PDQ в 1989 выпустил известный LaserWash 4000. После чего некоторые стали называть этот тип оборудования - «лазерными» автомойками.
Такой вид автомоек получил широкое распространение в США, где помимо PDQ c моделью Laserwash, подобное оборудование стали выпускать Washworld с моделью Razor, а также Belanger и ещё, наверное, с пяток компаний. Начиная с конца нулевых Shuifu (Китай) стала копировать Laserwash и Belanger, спустя десять лет таких копирователей развелось как собак, и сейчас желающих в Китае скопировать Laserwash даже не возможно сосчитать. А вместе с ними появилось огромное количество псевдороссийских, псевдотурецких, псевдояпонских и прочих псевдопроизводителей, у которых одинаковая китайская начинка, только с разными наклейками снаружи.
Вот как выглядит работа американского моечного робота:
Достоинства и недостатки американских робомоек
Почему же Г-образные робомойки захватили полмира? По трём причинам:
- Высокая скорость работы (в конце 80х недостижимая для портальных автомоек).
- Отсутствие конкуренции. В те годы попросту не было конкуренции среди бесконтактных автоматических автомоек.
- Простота конструкции. Даже по видео видно, что конструкция автомойки проще европейских П-образных аналогов.
- Компактность по сравнению с П-образными конкурентами. Г-образная мойка умещается в помещении с размерами (ДхШхВ): 7900 х 4500 х 3400 мм + техпомещение.
На сегодняшний момент это не самые быстрые автомойки, появились быстрее. Но всё-равно остаются одними из самых быстрых автоматических автомоек. А это важный параметр: чем выше скорость помывки, тем больше пропускная способность, а следовательно и выручка.
Конкуренция между бесконтактными роботами-автомойками в 2020 году серьёзная, но американцы не сдают позиции и с переменным успехом конкурируют с П-образными мойками.
Да и простота конструкции, осталась всё такой же простой с конца прошлого века. Недаром китайцы стали копировать именно американскую технологию. Многих прельщает такая простота.
Ну и маркетинг лучше всего поставлен у американских производителей. Недаром США - родина маркетинга. Наглядным примером такого маркетинга являются слова продавцов американских робомоек, что те исключительно надёжные, т.к. На 70-90% выполнены из нержавеющей стали. А благодаря большому количеству химических магистралей увеличивается средний чек. На самых «бюджетных» автомойках используется 4 вида химии, а в стандарте 10 - не предел. Ну и конечно главный аргумент, что у американских производителей в стандарте помпа номинальной производительностью 136 литров в минуту, тогда как у европейских в базе помпы на 80-126 литров (у разных производителей по разному).
Но революция не бывает без недостатков. Не буду распыляться по мелочам, а сразу назову главные.
- Невозможно установить качающиеся и роторные форсунки на «кочергу». Из-за этого приходится использовать большее количество форсунок, что ухудшает моющую способность сложных по рельефу машин. А современные кузова даже недорогих машин имеют большое количество выштамповок и сложный рельеф.
- Большое и нерегулируемое расстояние от горизонтальных форсунок на «кочерге» до горизонтальных поверхностей автомобиля, особенно до капота и полки багажника, да и до крыши седана тоже.
Тот кто прочитал статью про качество автомойки понимает, что причина в слишком большом, даже гигантском пятне контакта, что размывает ударную моющую способность до минимума.
Для тех же кто не читал, то рекомендую провести практический эксперимент. Езжайте на ближайшую мойку самообслуживания и помойте одну половину автомобиля согласно «заветам» мойщиков: держите пистолет в 20-25 см от кузова и при этом перпендикулярно поверхности, а вторую половину мойте держа пистолет в метре от кузова и под одним углом.
Уверен, что результат сильно удивит, особенно если будете мыть машину на мойке уровня колхоз-колхоз, с соответствующим оборудованием. На этой автомойке та половина кузова, где будете мыть в метре окажется не вымытой вообще. Будет сбит только верхний слой грязи, но сама машина останется такой же грязной как до помывки.
Естественно, люди не готовы платить хорошую цену, в случае если все горизонтальные части машины будут не промыты. Тем более капот у водителя всегда перед глазами.
На Г-образных американских робомойках стоят помпы производительностью 136 л/мин (вне зависимости от комплектации, на китайских копиях обычно 135). Об этом я упоминал чуть выше, в контексте маркетинга производителей. Как понимаете, это просто необходимый минимум на этих мойках, чтобы добиваться хоть какого-то результата, а не преимущество.
На мой взгляд, 136 (номинальная, реальная производительность - 114) литров в минуту - это супер производительность, но в 30 см от кузова, а не в 40 см и тем более не в 1 метре. В этом случае этого откровенно мало. Если обратите внимание, то на «кочерге» 18 форсунок (на некоторых моделях даже 24), т.е. на каждую форсунку при грубых расчётах приходится 6,3 литра в минуту при максимальном «давлении» 80 бар, как на бытовых «керхерах». А в предложенном эксперименте на мойке самообслуживания на форсунку пистолета приходится минимум 11 литров в минуту, а зачастую все 15 л/мин при давлении 100-160 бар.
Как понимаете из результатов эксперимента, на горизонтальные поверхности ударное воздействие близкое к минимальному. Поэтому американские инженеры пошли путём максимального химического воздействия на грязь.
Рассмотрим на примере американского робота-автомойки Washworld Razor. В стандартной комплектации 10 химических магистралей! Уверен, это многих повергнет в шок, т.к. все привыкли к 2 - пена и воск… Всё! А тут 10.
На американских роботах в порядке вещей следующий алгоритм: замачивание грязи кислотным средством, затем замачивание щелочным средством, нанесение основного моющего средства, затем нанесение дополнительного моющего средства. Всё это с дополнительными проходами высоким давлением, затем добавление чисто маркетинговых фишек для шоу эффекта (типа пенной шторы или многоцветной пены). Затем воски и обязательно реагент для сушки (без него быстро высушить машину на Г-образной робомойке невозможно).
При всём этом нужна максимальная пропускная способность, т.к. в автомоечном бизнесе это крайне важный параметр, который напрямую влияет на прибыль. А значит некогда ждать, пока каждый из этих видов химии неспешно подействует. К тому же, если помните школьный курс химии - щёлочь нейтрализуется кислотой. Т.е. химия должна быть крайне агрессивной, чтобы успеть подействовать за секунды, к тому же специализированной для взаимодействия в паре, чтобы взаимно не нейтрализовать друг друга.
Это приводит к трём серьёзным последствиям:
- Прямая зависимость результата мойки автомобиля от подобранного набора автохимии.
- Т.к. используются кислотные моющие средства и быстродействующие щелочные, то всё моющее оборудование нужно делать из химо- и коррозионно-стойких материалов. Что кратно увеличивает стоимость оборудования.
- Многократное увеличение себестоимости помывки по сравнению с щёточными автомойками.
Раскрою тезисы подробнее.
В России больше 10 лет продаются американские бесконтактные мойки Laserwash и Razor. Возможно есть ещё дилер Belanger, но он очень хорошо скрывается. И в РФ за эти годы было установлено несколько десятков бесконтактных порталов. Лично я ни на одном американском портале не увидел результат, который бы меня удовлетворил на 100%. Я в этом бизнесе с 2016 года, возможно причина именно в этом. В 2014 произошёл очередной обвал курса рубля, что спровоцировало высокие темпы роста импортозамещения в сфере автохимии. Т.е. владельцы автомоек стали отказываться от импортной автохимии. Мало того, российские производители автохимии, которые до этого сплошь и рядом использовали исключительно европейские и американские компоненты, стали использовать менее стабильные по качеству российские и китайские.
Т.е. качество российской автохимии стало снижаться, а американская и европейская стала не по карману. Поэтому на автомойках с оригинальной американской автохимией я не мылся. Но искренне верю, что с ней всё намного лучше. Иначе не могло быть продано такое большое количество автомоек в тех же штатах, учитывая цену (ценник стартует от 100 тыс долларов и доходит до 170 тыс). Самое главное, услуга мойки на бесконтактной автомойке стоит дороже чем на щёточной из-за более высокой себестоимости. А люди не будут платить большие деньги за худший результат - это факт.
Российские производители автохимии способны сделать аналог американской, но для этого нужно определённое количество итераций, т.к. первый блин всегда комом. При этом, должен быть высокий спрос. Т.е. для этого должно быть установлено не десятки комплектов оборудования, а сотни, а лучше тысячи. В заводских условиях невозможно изготовить пяток канистр, минимальная партия зависит от объёма имеющегося реактора, но меньше тонны редко делают. А делать тоннами никому не интересно, т.к. ни владелец мойки не купит запас химии на полгода вперёд. Да и производитель не будет делать на склад и морозить деньги и рисковать тем что химия просрочится (у неё тоже срок годности). Поэтому используют автохимию с обычных автомоек, а как я уже писал, между ними серьёзные отличия.
Если кто-то добился на американской робомойке хорошего результата в России, то обязательно отпишите адрес в комментариях под статьёй (только адрес мойки, без ссылок и прочего), если эта мойка в Москве, то постараюсь съездить сразу же, если в других городах, то постараюсь там помыться с оказией.
Из-за использования кислотной и агрессивной щелочной автохимии на Г-образных портальных мойках, при высокой скорости нанесения, производителям приходится использовать только кислотостойкие материалы в производстве. В основном это нержавеющая сталь, разбавленная дорогими видами пластиков. Даже РВД (рукава высокого давления, в просторечье - шланги) на них специальные, кислотостойкие. Этот факт обуславливает ценник этого оборудования в 110 000 - 150 000 долларов, при простой конструкции.
Конечно тот же PDQ пытается снизить цену применяя больше пластика, но цена при этом снижается не критично, а вот износостойкость под большим вопросом. Washworld пошёл по пути снижения количества химических магистралей до 4 и упрощения конструкции и комплектующих в модели XR-7, что позволило снизить цену до 80 000 долларов в базе. С другой стороны, отсутствуют маркетинговые фишки за которые так любят американцев и которые поднимают средний чек. Поэтому экономия тоже спорная, т.к. производительность меньше, надёжность из-за отказа от помп CAT тоже ниже. А самое главное, что такого качества помывки и сушки как на старших моделях на них добиться не возможно физически.
Немного о себестоимости помывки. Самый весомый вклад состоит из нескольких видов химии с дозировкой 15 - 100 мл на каждую. Если использовать американскую автохимию, то себестоимость процесса будет самой высокой на рынке, выше только на традиционных ручных автомойках. Точные цифры не указываю специально, т.к. можно запрограммировать машину на разное количество проходов, а значит на разное потребление автохимии. Продавцы оборудования в себестоимости указывают самую минимальную программу длительностью 2-3 минуты, а чек при этом называют как за максимальную программу длительностью 7-8 минут. Но при должной настойчивости предоставят раскладку по расходу на любой вариант, поэтому сможете всегда посчитать себестоимость самостоятельно.
В заключение, в главе про американские Г-образные робомойки должен упомянуть ещё про одну особенность: метод дозации автохимии - эжекторный. Можно трактовать этот способ и как достоинство и как недостаток. Положительная сторона - это простейший механизм, когда по закону Бернулли одна жидкость двигающаяся с высокой скоростью из-за создающегося разрежения начинает подсасывать другую, т.е. в воду подсасывается автохимия. Как говорится: всё гениальное - просто. Ломаться нечему.
Вроде бы нужно отнести к достоинствам. Если бы не пара НО, которые в российских условиях перечёркивают все достоинства.
Первый, это проблематичность регулировки дозировки. Чтобы изменить дозировку, нужно менять жиклёры, т.е. откручивать один и ставить вместо него другой - с большим или меньшим отверстием. Конечно, сложного в этом ничего нет, но и не секундное дело. Т.е. нужно провести небольшую, но работу.
И вот написали вы регламент персоналу, что при жаре свыше 27 градусов, уменьшается дозировка химии (или при похолодании, напорот увеличивается) и для этого меняются жиклёры. Как думаете, какова вероятность, что персонал это сделает, учитывая, что проверить делали ли это почти невозможно? Просто начинает хуже мыть, а в этом случае виноваты клиенты: машины у них вдруг грязные пошли и вообще сами клиенты не адекватные, или поставщики химию плохую привезли. Короче виноваты все кроме работников.
Второе НО, если использовать некачественную автохимию, которая склонна выпадать в осадок, она будет это делать в эжекторном узле и тем самым влиять на дозировку, при этом никто об этом не узнает, пока не начнутся жалобы от клиентов.
Достоинства и недостатки европейских автомоек
Для начала я должен описать европейский менталитет, т.к. он сильно отражается на продукции европейских производителей. И здесь нужно сказать о трёх особенностях.
Первая - это про отношение к автомобилям. Естественно, все люди разные, страны в Европе тоже разные, с отличающимся менталитетом, но речь будет идти про большинство, которое и формирует спрос. Так вот, большинство людей относится к машинам исключительно как к средству передвижения. Это значит, что если притрутся на парковке, то даже не обратят на это внимание. Ну царапина и царапина, подумаешь… Поэтому про то что щётки могут повредить лак автомобиля думают в последнюю очередь.
Вторая - это отношение к затратам. Тут задаёт тон Германия, как крупнейшая экономика и как страна с самым большим количеством автомобилей в Европе. Немцы - рациональные люди и не видят смысл платить больше за то, где нет очевидных преимуществ. А в случае с автоматическими автомойками, щёточные показывают отличный результат, часто лучше бесконтактной, при этом негативный эффект от щёток не заметен. Если эксплуатировать щеточный портал без нарушения технологии, то повреждения лакокрасочного покрытия не будет, а матирование станет заметным через 5-7 лет, при частоте мойки один раз в неделю. Т.к. стоимость услуги на бесконтактной портальной автомойке выше, чем на щёточной, что диктуется большей себестоимостью, то и спрос в Европе на робомойки минимальный.
Третья - это отношение немцев к другим рынкам, кроме немецкого. Почему опять разговор о немцах? Как ни крути, но немцы занимают лидирующее направление в автомоечной индустрии, особенно в автоматических автомойках. Не только из-за того, что лидеры автомоечных рынков - это немцы: Karcher - в бытовом сегменте, а WashTec в профессиональном, но и из-за того, что кроме этих двух гигантов в Германии много производителей.
Тут должен сделать отступление. Я работал на немцев 15 лет - зам директора в 100% немецкой дочке в РФ, поэтому пришлось много с ними общаться и сделал выводы про которые здесь пишу. Возможно они не правильные, но у меня после плотной работы с немцами остались именно такие впечатления.
Немцы - это люди с национализмом впитанным в крови, как бы не боролись они с этим на законодательным уровнем, но что есть, то есть. Причём национализм не в пренебрежении к другому цвету кожи, а в том, что они искренне считают, что немцы лучше всех остальных национальностей. Поэтому крайне редко в топ-менеджменте немецких компаний, даже крупных, увидите людей другой национальности. У них часто экспорт-менеджерами или экспорт-директорами работают иностранцы, но решение принимает костяк из немцев, зачастую пожилого возраста. Плюс, учитывая, что немецкий рынок - крупнейший в Европе, то вектор развития на немецкие приоритеты. Как понимаете, бесконтактных робомоек в этих приоритетах нет.
Пообщайтесь с немцами и они с пеной у рта будут доказывать, что бесконтактная технология - это бзик зажравшихся американцев, на самом деле идеальный результат получить на таких автомойках не возможно и в какой-то мере они правы. Никогда бесконтактный способ мытья не перебьёт контактный. Но добиться хорошего результата можно, другое дело, что у немцев на это нет желания или воли, либо не видят в этом экономического эффекта.
К чему это всё? К тому что у крупнейшего в Европе производителя даже нет в каталоге бесконтактной автомойки. Только щёточный портал с функцией бесконтактной мойки - WashTec SoftCare2 Pro. Спросите ну и что?
А то, что такие мойки есть у большинства европейских производителей и проектировали их не для того, чтобы они хорошо мыли бесконтактно, а с целью максимально увеличить производительность. Т.е. не было задачи выдать превосходный результат при бесконтактной автомойке. Т.к. это не нужно - с самым сложным видом загрязнения - с дорожной плёнкой, там борются щётки. Как итог, такие мойки в бесконтактном режиме не справляются с засохшей, застарелой грязью. Отличный результат возможен только на свежих загрязнениях.
Второй момент касается исключительно России и СНГ. Советское наследие и первые щёточные портальные автомойки, которые были ввезены в базовых комплектациях и неправильно эксплуатировались, создали устойчивое мнение у наших автолюбителей: щётки - зло и их нужно избегать, т.к. они обязательно поцарапают «любимые ласточки».
Я не нагнетаю, это на самом деле так. Расскажу случай из жизни. Как-то потенциальный инвестор из Грозного поехал в Ессентуки убедиться, что наш портал моет хорошо. А это не в соседний город сгонять, всё-таки 300 км пути. Приехал и звонит со словами, что тут нет бесконтактной робомойки.
Я: Как так - там именно бесконтактная.
Он: Как это бесконтактная, я же вижу щётки.
Тут я вспоминаю, что на этом объекте в комплектации телескопический щеточный мойщик дисков и объясняю, что это для того, чтобы диски гарантированно отмылись.
Он: Моя машина стоит дороже этого робота, у меня диски эксклюзивные, заказаны в цвет кузова, единственная такая машина в России.
Я: Ничего с дисками не произойдёт, я гарантирую. Если что-то случится, то отвечаем деньгами.
Он: Где же я вас ловить потом буду? Да и не нравится мне ваша робомойка внешне, большая слишком…
Развернулся человек и поехал обратно 300 км. Что уж говорить об обычных людях, которые в большинстве своём, как увидят щетки, просто будут разворачиваться и уезжать, т.к. подумают что здесь обычный щеточный портал.
Я считаю, что такого рода комбинированные портальные автомойки реально хороши, т.к. только на них можно добиться лучшего результата для машины любой степени загрязнённости с самой высокой скоростью. Плюс хороший инструмент для увеличения чека - полировка. После неё, даже видавшие виды машины, выезжают блестящие, будто только что из автосалона. Такого бесконтактным способом добиться невозможно. Но владельцы таких автоматов сознательно себя ограничивают в количестве клиентов, т.к. большая часть никогда не поедет на автомойку с щётками.
А если взять чисто бесконтактные портальные автомойки, то выбор маленький, при всём многообразии европейских производителей. Это Aquarama SHP, Christ C166 Aquatus, Tammermatic T700 Jet и Istobal Tracer OH1. Когда-то был портал Ceccato, но сейчас его выпускают только в паре с щётками и это правильно, т.к. мыл он посредственно.
Итак, какие же достоинства и недостатки европейских портальных автомоек?
Все достоинства и недостатки вытекают из особенностей конструкции. И на Г-образных и на П-образных блок оборудования ездит на каретках по рельсам. На П-образных роботах рельсы находятся на полу (за исключением странного китайского гибрида - LeisuWash
SG, у него верхнеподвесная конструкция). Г-образные роботы ездят по рельсам которые закреплены под потолком на собственном стальном каркасе.
Отсюда вытекает два главных отличия.
У П-образных автомоек вертикальные моющие балки двигаются только в одной плоскости и в не зависимости от ширины автомобиля всегда находятся на одном и том же месте. Зато горизонтальная моющая балка может двигаться не только вдоль автомобиля - вперёд-назад, но и вверх-низ. Тем самым поддерживается одинаковая дистанция между форсунками и поверхностью автомобиля в любых горизонтальных частях автомобиля. То же самое относится и к сушащей балке.
У Г-образных робомоек Г-образная моющая балка (то что в народе именуется «кочерга») двигается вперед-назад и влево-вправо, т.е. в 2-плоскостях, но не вверх-вниз. Т.е. поддерживается одинаковое расстояние между форсунками и вертикальными поверхностями автомобиля.
Т.е. при прочих равных, и одинаковом качестве мытья бамперов, П-образные мойки моют лучше капот и крышу, а Г-образные роботы - двери и крылья. Можно долго спорить, что важнее помыть, лично я считаю, что хорошо помытая машина, это когда она промыта везде. Если какая-то заметная деталь не промыта, то это уже плохо помытая машина, а за услуги низкого качества никто не готов платить хорошие деньги.
При этом нужно учесть, что у всех автоматических автомоек есть места, где они физически не могут помыть хорошо: это между зеркалами и корпусам автомобиля, арки, диски сложной формы и т.п. Понятно дело, что и на классических бюджетных автомойках, где моют гости с востока, или наркоманы, приблизительно те же проблемы. Но за счёт того, что условная робомойка, помоет минимум вдвое быстрее, чем условный мойщик, то можно ставить ценник как на бюджетной ручной мойке или немного выше, т.к. люди готовы платить за сэкономленное время. Но только если результат будет не хуже.
Как только результат становится хуже, то тем меньше клиентов получается заманить скоростью. Поэтому, если хотите получить высокий средний чек, то нужно максимально возможное качество. Учитывая, что на прибыль средний чек влияет даже сильнее, чем производительность мойки. Как американские робомойки борются с конструктивными недостатками я уже написал, ниже будет как со своими недостатками борются портальные автомойки.
Помимо влияния на качество мытья, конструктив робота влияет на ограничения по высоте и ширине. И если по ширине особых ограничений нет, т.к. я не знаю легковых автомобилей шире Hummer H1 или Bentley Mulsanne, а вот по высоте ограничения серьёзные. Обычно об этом не пишут, но максимальная моечная высота у Г-образных автомоек не больше 2150 мм. А учитывая конструкцию кочерги, то она может быть меньше в зависимости от длины автомобиля. Т.е. Г-образные автомойки рассчитаны исключительно на легковые автомобили и микроавтобусы. И то с ограничениями, например Крузак с рейлингами и багажником на крыше уже не влезет.
У европейских портальных автомоек в базовых версиях такая же моечная высота. Но опционально доступны робомойки, которые моют одинаково хорошо как коммерческие автомобили высотой 2800 мм так и Солярисы или Авентадоры. И без ущерба для экономичности и эффективности, т.к. не нужные для каждого конкретного автомобиля форсунки - отключаются.
Европейские бесконтактные портальные мойки имеют качающиеся вертикальные и горизонтальные форсунки, что позволяет намного лучше фиксированных отмывать сложные выштамповки на кузовах современных автомобилей. При этом сокращается количество форсунок, а значит увеличивается моющая способность каждой форсунки.
Кроме этого, горизонтальные моющие балки могут менять угол наклона, за счет чего повторяют контур автомобиля и держат угол контакта близким к 90 градусам, что дополнительно увеличивает эффективность. Благодаря этому можно заметно экономить воду без ущерба качеству мытья.
Ещё одно сильное достоинство европейских портальных автомоек - контурная встроенная сушка. Контурная сушка несоизмеримо лучше сушит автомобиль, чем фиксированная. Поэтому можно не использовать реагент для сушки.
Конечно, для увеличения производительности, можно использовать отдельную фиксированную сушку на выезде из моечной зоны, но тогда понадобится реагент для сушки. И качество сушки будет зависеть от того, насколько медленно и равномерно автомобиль проедет через сушку. Либо использовать дополнительное помещение для установки дополнительной контурной сушки, либо полноразмерной фиксированной, которая будет продувать всю площадь автомобиля одновременно. При этом качество сушки от водителя зависеть не будет, но и цена, что дополнительной площади, что отдельностоящей сушки зашкаливает.
Реальный недостаток портальных автомоек по сравнению с Г-образными, это, конечно, скорость. Один проход (от начала до конца автомобиля) занимает больше времени: один проход у американцев 25-35 сек, тогда как один проход у европейских портальных автомоек - 40-60 секунд. Правда это учитывается только при нанесению пены или других видов химии на низком давлении, которые наносятся через блоки форсунок, которые закреплены по бокам в верхней части оборудования Г-образной мойки. Что касается мойки высоким давлением, нанесение шампуня, т.е. того что наносит «кочерга», то за один проход Г-образная мойка наносит или моет только половину автомобиля, поэтому приходится делать два прохода.
Частично этот недостаток компенсируется тем, что для того, чтобы добиться нормального качества на Г-образных мойках, приходится использовать больше видов автохимии, на что тратится несколько лишних проходов.
Поподробнее пройдёмся по тем портальным автомойкам, которые поставляют в Россию европейские производители.
Istobal Tracer OH1 - это испанская Г-образная робомойка, качественная копия американской автоматической мойки. Однозначно лучше китайцев по качеству исполнения, но по уровню мытья ушёл от них не особо далеко. Об отличиях между оригиналом и копиями я напишу ниже, часть можно смело переносить и на данную робот-мойку.
Tammermatic T700 Jet - это плод работы уважаемого финского производителя. По факту - это усечённая модель Tammermatic T700 Pro, т.е. убрали щётки от Pro и получился Jet. Поэтому можно смело переносить сюда то, что я писал о WashTec SoftCare 2 Pro. Не справится с сильными загрязнениями. Форсунки на боковых и горизонтальной балке качающиеся (в отличии от WashTec, где на горизонтальной балке фиксированные). Из всех 4 перечисленных порталов имеет самую слабую энерговооруженность - в базе всего 11 кВт и 82 л/мин. Опционально можно поставить более серьёзную помпу с двигателем 18,5 кВт и производительностью 108 л/мин. Но даже с такой помпой производительность меньше чем у конкурентов в базе. В этом и есть основная причина почему не моет также хорошо, как конкуренты. На промыв автомобиля высоким давлением тратит два прохода.
Otto Christ C166 Aquatus - с этой моделью немцы наконец-то догнали собственного бывшего крупнейшего дистрибьютора - Aquarama. Даже кое в чём смогли перегнать. Также как и у Акварамы здесь стоят качающиеся турбо-форсунки на всех моечных балках, а производительность помп такая же как и у Акварамы в стандартной комплектации (126 литров в минуту). Ключевое отличие от конкурентов: в паре с качающимися форсунками есть дополнительные, с нулевым углом распыла, если верить сайту дилера в РФ. Судя по видео, там не нулевой угол, а просто маленький, сказать сколько градусов на глаз не могу.
Тот кто прочитал статью про качество мытья автомобиля, тот знает, что у форсунки с нулевым углом распыла минимальное пятно контакта. Плюс в том, что вода бьёт в одну точку и, за счёт этого, бьёт сильнее. Минус в том, что помыть машину форсункой с нулевым распылом, это как красить стену фломастером. Да, покрасить можно, но несопоставимо дольше и муторнее чем валиком.
На Кристе такими форсунками никто помыть машину не пытается, т.к. они движутся параллельно и синхронно с обычными форсунками. Так что это либо маркетинговый ход, чтобы клиентам задвигать, мол чем больше форсунок - тем лучше. Либо немцы это сделали для того чтобы «надрезать» корку грязи этой форсункой, а основной уже поддеть и смыть. Логика в этом есть.
Правда есть и очевидные минусы. Первый - это то, чем больше форсунок, а производительность помп при этом та же, то на каждую отдельную форсунку пропорционально меньше будет попадать воды и пропорционально уменьшится сила удара. Второй минус, это то, что при бесконтактной мойке сложнее всего справиться с «дорожной плёнкой», т.к. она тонкая и крепче всего «прилипает» к поверхности автомобиля. Чтобы было понятно о чём идёт речь, думаю многие с этим сталкивались, это когда машина вымыта и вроде чистая, но не блестит, а как будто чем-то матирована. И если провести пальцем, то становится видно, что там где пальцем провели - есть блеск, а рядом нет и только тогда понимаешь, что машина не промыта.
В случае когда параллельно работают две форсунки, то форсунка с более высокой силой удара справится с дорожной плёнкой, а вторая, работающая не точечно, а по поверхности, - нет. В итоге, после мойки есть вероятность, что на поверхности будут зигзагообразные следы от форсунок с нулевым распылом. И если непридирчивый клиент спокойно бы уехал, т.к. не заметил непромытость, то с такими зигзагообразными следами непромытость - очевидна.
Но это только мои предположения, основанные на теории. Как это в практике - не знаю. Не мылся ни разу на данной модели, хотя было бы интересно. Если она хорошо моет, то значит не стоит заморачиваться и нужно привозить Аквараму с базовой комплектацией, которая близка к немецкому оборудованию. И по производительности помп и по мощности контурной сушки. Как мне кажется, немцы при создании данной модели много черпали у своих бывших учеников и роботы получились во многом похожими. На промыв автомобиля высоким давлением тратит два прохода.
Aquarama SHP - это творение итальянского лидера в автоматическом автомоечном оборудовании. Портал представлен ещё в 2010 году и за 10 лет его хорошо «вылизали». На горизонтальной и вертикальных балках качающиеся и вращающиеся форсунки. 6 горизонтальных и по 5 боковых (в зависимости от моечной высоты). При 16 форсунках (напомню, что у американцев 18-24 форсунки, а у Christ Aquatus больше 30), в базовой комплектации поставляется с 3 помпами по 42 литра в минуту (126 л/мин). Но мы в Россию рекомендуем ставить стойку из 4х помп общей производительностью 168 литров в минуту, что рекорд для легковых автомоек. Это позволяет либо добиться максимально возможного в индустрии качества помывки автомобиля, либо тратить на мойку высоким давлением только один проход с непревзойдённым качеством. При этом помпы запускаются не одновременно, а работают по степени загрузки для экономии воды и электроэнергии. Естественно, в случае выхода из строя одной помпы спокойно продолжит работать, просто будет мыть как конкуренты. К тому же помпы такой производительности находятся в России в широком доступе. Это не такой дорогой эксклюзив, как помпы 136 литров в минуту (стоимостью в полмиллиона) и тем более не такая редкость как помпы на 135 л/мин, которые достать практически невозможно.
Не смотря на то, что для целевых клиентов (машины уровня Тойоты Камри) боковые форсунки находятся в 35-40 см от кузова, в нижней части ног портальной автомойки дополнительно стоят вращающиеся роторные форсунки, которые высоким давлением промывают диски, пороги и нижнюю часть дверей и крыльев. Тем самым нивелируются возможные проблемы с промывкой на узких автомобилях, типа Матиза или Мини.
Как полагается у европейских производителей, опционально оснащается контурной сушкой. На горизонтальной балке идут две воздуходувки мощностью 3 кВт каждая, что обеспечивает такое же качество сушки как у в три раза большей мощности воздуходувок, которые стоят на Г-образных мойках или на стационарных сушках. Причина также как и с высоким давлением - в минимальном расстоянии лезвия сушки от поверхности автомобиля. Опционально заказывается более дорогая контурная сушку с двумя воздуходувками по 5,5 кВт.
Помимо горизонтальной контурной сушки, которая повторяет профиль автомобиля, ставится две боковых сушки по 4 кВт. За счёт маленького расстояния до боков автомобиля (20-50 см в зависимости от ширины авто) это сразу выводит уровень сушки по сравнению с фиксированными или встроенными в Г-образных автомойках на ступень выше.
Также как у американских или европейских коллег, опционально оснащается системой противозамерзания, чтобы оборудование функционировало при отрицательной температуре. Также можно частично использовать оборотную воду для мойки днища и предварительной мойки высоким давлением.
Все европейские портальные мойки в базовых комплектациях перешагивают в порог 6 млн, а в богатой комплектации цена в 9 млн считается нормальной. Т.е. цены чуть ниже американских автоматических автомоек, но не принципиально. Эта та причина почему американских и европейских робомоек так мало продаётся.
Китайские робомойки. Преимущества и недостатки
Бестселлеры российского рынка. Почти все поставленные в 2019 году бесконтактные робомойки были китайского производства. Что не удивительно при цене от 1,5 млн рублей в РФ. Особенно когда смотришь сайты продавцов, которые торгуют роботами-автомойками, где обещают 1,5 млн месячной прибыли. Удивительно почему наркокартели ещё не бросили свой бизнес, когда есть не менее прибыльный, но куда менее рискованный. Купил одну автомойку за 1,5 млн рублей и в первый же месяц отбил её, затем купил ещё одну, через месяц уже две на полученную прибыль и через пару лет из рублёвого миллионера превращаешься в долларового. Затем зарабатываешь свой первый миллиард… Красивые сказки, не правда ли?
Но эта статья для тех, кто в сказки не верит и задаётся резонным вопросом, а почему китайские автомойки стоят в разы дешевле оригинала, т.е. PDQ Laserwash 360? Те кто верит в чудеса, лучше не читайте продолжение, это порвёт вашу жизненную парадигму.
Условно Г-образные китайские робомойки можно разделить на четыре типа. Начну с самых дешёвых робомоек, которые в Китае стоят 0,7-1,2 млн в зависимости от комплектации, продавца и производителя, в России соответственно 1,5-2,0 млн (здесь и далее цены 2019 года). Скопированы с Belanger.
Подделки Laserwash в Китае стоят в диапазоне 1,4 - 2,3 млн рублей, в России цена уже от 1,9 млн рублей до 3,7 млн. Такой разброс зависит от производителя (их там десятки), хотя производителями их назвать сложно, но об этом позже. Плюс достаточно большой разбег по комплектациям. Подделка достаточно точная, поэтому большинство из того, что я писал про американцев можно применить для китайцев. Но с оговорками, о которых скажу позже.
Третий тип робомоек - это портальные П-образные автомойки, странный симбиоз Акварамы и Лазервоша. Пока изготавливает только Leisuwash, но вопрос времени, когда их будут производить все в Китае, кому не лень. От европейских П-образных робомоек отличается только верхне-подвесным методом реализации и большим количеством элементов, заимствованных у американца.
Четвёртый тип - это тоже портальные автомойки и Г-образные роботы, которые несут 2 кочерги. Портальные автомойки, в отличии от Leisuwash имеют фиксированные горизонтальные балки. Вертикальные балки, которые в виде кочерги - не регулируются, поэтому это наиболее примитивное оборудование. На большее чем сбить пыль не способно. Обычно там помпы с производительностью не более 135 л/мин, при этом используется гигантское количество форсунок, иногда встречаются роторные. К тому же одновременно задействованы все форсунки. Как итог, сила удара каждой отдельной форсунки минимальная, а сами форсунки находятся очень далеко от корпуса автомобиля. Поэтому не справляются с существенной грязью. Могут быть дороже моек первого типа, но не существенно. Дешевле реплик американских Г-образных моек.
Как уже писал, наиболее дешёвые робот-мойки являются копиями неудачных моек Belanger. Если посмотреть на фото ниже, то видно, что кочерга крепится за крайнюю точку к центру блока с каретками и совершает только радиальные движения. Блок оборудования движется только вперёд-назад вдоль автомобиля, к тому же в полтора раза медленнее оригинала.
Кстати, на этой фото отлично видна неграмотность китайских инженеров: форсунки настроены таким образом, что струи направлены в одну сторону и взаимно гасят силу удара друг друга. Хотя пересекаться они не должны ни в коем случае.
Не повторяет контуры автомобиля, а моет как получается. Ни разу на такой мойке не мылся, да и никому не советую тратить впустую деньги, т.к. мыть не может по определению. Огромное расстояние не только от горизонтальных форсунок до капота, но и от вертикальных до боков автомобиля. Только при удачном стечении обстоятельств может быть 30-40 см. Например когда автомобиль встанет криво и один бок автомобиля кочерга пройдёт в непосредственной близости и более-менее отмоет, то второй бок тогда не будет вымыт вообще, т.к. расстояние будет 70-80 см.
Из-за таких чудес нужно держать самую низкую возможную цену услуги на рынке, т.е. даже дешевле мойки самообслуживания. Но низкая скорость робота не позволит помыть большое количество машин. Реальный, а не рекламный срок рентабельности минимум 5 лет. Но я лично сомневаюсь, что это оборудование проживёт больше 5 лет. Поэтому такой тип не рекомендую рассматривать.
Если вести речь о китайских роботах, то нельзя не вспомнить компанию Shuifu, которая первая начала копировать американские робомойки в 2010 году. Спустя четыре года несколько сотрудников ушли из Shuifu и создали Leisuwash, а затем, как только пошёл спрос на дешёвых роботов, в основном в странах СНГ, Южной Америки, Азии и Африки, таких производителей образовалось очень много. Причина в том, что производства в классическом понимании не нужно. Если побываете на таких «производствах», то никаких станков, производственных линий и прочих атрибутов «производства» вы там не увидите. Китайские производители представляют из себя большие склады, которые соседствуют с не менее большими сборочными площадками, некоторые из которых занимают больше 2000 квадратных метров. Никаких обрабатывающих операций. Только длинный ряд сборочных столов, на каждом из которых происходит сборка робомоек. Не смотря на большие объёмы это мелкосерийные производства.
За счёт того, что это только сборка, а отношения к интеллектуальной собственности в Китае весьма своеобразные, то вся организация процесса заключается в поиске поставщиков комплектующих, которых легко найти поработав на любом из этих «производств».
В итоге, все робомойки китайского производства как близнецы, даже модельные ряды идентичны. Чуть-чуть выделяется только Leisuwash, которая, как уже писал, помимо общих со всеми моделей пытается делать портальную П-образную мойку.
Поэтому всё сказанное ниже относится ко всему китайскому оборудованию без исключения.
Все дешёвые модели у всех производителей - это не что иное, как Shuifu GT-M7, которая появилась в 2010 году, та в свою очередь является прямым потомком GT-M5, которую Shuifu представила в 2008. Есть чуть более дорогие робомойки, которые используют две «кочерги». Это наследники GT-M7-2A. Т.е. отличается от более дешёвой модели только тем, что работают одновременно две кочерги, что, естественно, ускоряет процесс мойки. Только помпа используется та же, а значит что количество форсунок увеличивается вдвое. Как понимаете, моющая способность при этом вдвое уменьшается. Т.е. качество мойки в два раза хуже, чем у более дешевой модели.
Более дорогое оборудование в диапазоне 1,9 млн - 3,7 млн, уже более интересно для рассмотрения, т.к. это достаточно точная копия Laserwash 360. Наиболее популярные это Shuifu Axe Overhead и Leisuwash 360. И их многочисленные клоны, от компаний типа Sino Star, Kolon, Washerbot, Samson, D&S и т.д. Всех не перечислить, упомянул только известных на российском рынке.
Как понимаете, чудес не бывает, трёх-четырёхкратное уменьшение цены по сравнению с прототипом, Laserwash 360, не возможно без тотального упрощения.
Первое упрощение - отказ от нержавеющей стали конструкции и активное использование дешёвых пластиков. Вместо нержавеющей стали используется оцинкованная сталь. Там где смогли заменить сталь пластиком - заменили.
Ничего не имею против горячеоцинкованой стали. Акварама её использует и оборудование работает больше 10 лет. Правда с двумя оговорками. Во-первых, все разборные соединения на болтах из нержавеющей стали, а все неразборные на герметике + авиационных заклёпках. Чего не скажешь о китайцах - на болтах из нержавейки экономят, их очень мало. Про авиационные заклёпки вообще молчу. Во-вторых, итальянское оборудование не предназначено для использования с большим количеством едкой автохимии. Хороший результат достигается за счёт увеличенной производительности помп и качающихся турбо-форсунок.
Чем плоха экономия на нержавейке в данном случае? В помещении автомойки возникает водяной, щелочной, а если использовать кислотную химию, то и кислотный туманы. Всё что может окисляться в таких условиях крайне быстро деградирует. Ржавые болты приводят появлению люфтов, а те в свою очередь к повышенному износу механики. Да и не только механики, люфты открывают путь агрессивной среды к электронике. Контроллер управления оборудованием находится в непосредственной близости от кочерги, на тележке с двигателями.
Если начинать использовать агрессивную химию, чтобы добиться хороших моечных результатов, все процессы по деградации оборудования робомойки вырастают в геометрической прогрессии. Поэтому применять такую химию с китайцами крайне не рекомендую.
Если говорить о химических магистралях, то используются чаще всего только две: щелочной шампунь и воск. Но при желании можно использовать пять магистралей. Но ни одной кислотной, т.к. все фитинги из латуни, а кислота достаточно быстро разъедает латунь.
Как видите, здесь китайцы тоже сэкономили. Т.е. в теории добиться качества мойки как у американцев могут, но тогда долго не проработают.
Чего не смогут добиться - это такого же качества сушки, т.к. не хватит химических магистралей для того, чтобы использовать сушащий реагент. Сушащий реагент - это средство которое наносится на кузов автомобиля перед сушкой. Он разрывает водяную плёнку и создаёт кратковременный гидрофобный эффект, благодаря этому вода значительно легче сдувается с автомобиля фиксированной сушкой.
Поэтому владельцам китайских робомоек приходится долго и муторно подбирать необходимый воск, который содержал бы и сушащие реагенты и при этом усилители блеска, как понимаете универсальные средства редко когда бывают хорошими. Там хорошо либо одно, либо другое.
На этом список экономии не заканчивается, а только начинается. Следующее на чём экономили китайцы - это на комплектующих. Конечно, китайские заводы предоставляют длинный список комплектующих, согласно которому китайского там меньше половины. По факту там указан узел, торговая марка и страна владелец торговой марки. Т.е. никого не обманывают, да Schneider Electric - это французская компания, а Siemens - немецкая, вот только комплектующие, которые используются китайцами сделаны в Китае, за малым исключением. Кроме того, почти всё сделано не для экспорта, а для внутреннего китайского рынка, т.е. удешевлено по максимуму, чтобы конкурировать с местным нонеймом.
Не вызывают сомнения в стране изготовления - только Тайвань. Да, где указан Тайвань - это тайваньское производство. Вот только сами жители свою страну называют Китайской Республикой, говорят на китайском и юридически являются Китаем.
Все ключевые элементы, типа помп Pinfl (Botuo), моторов кареток, клапанов и т.п. - это чистокровный Китай. Сколько всё это проработает - зависит от загрузки. Ну и у всех китайцев без исключения есть детские болезни, которые приблизительно одинаковые (т.к. общая «база»). Переходят от производителя к производителю и не исправляются годами.
Если загрузка маленькая, то проработает с мелкими поломками гарантийный срок, т.е. 3 года точно. Если загрузка высокая, как в Москве например, на Барклая. Где поблизости нет ни моек самообслуживания, ни автомоек эконом класса. 225 рублей (со скидкой 10%), а за отзыв на яндексе.картах вообще бесплатно - это самая дешёвая мойка «на районе», поэтому от клиентов там нет отбоя. Там первый китайский робот проработал меньше года.
В качестве доказательства посмотрите видео на канале Интелджета (дилера Лейсувош и Шуйфу), где они задвигают не правдоподобную сказку, что им продали подделку, про которую они узнали спустя год. Продав и установив за это время несколько робомоек, но не заметив, что продают другое оборудование. Китайцы которые при этом поддерживали трёхлетнюю гарантию тоже не заметили, хотя она у них своеобразная, т.к. полностью удалённая. Как доктора, которые лечат по фотографии.
Почему это доказательство недолгой работы? Тут всё просто: либо в компании работают неграмотные инженеры, которые не отличили одно оборудование от другого, а самое главное, при минимальных отличиях не смогли организовать работу собственной мойки. При этом устанавливали робомойки на сторону и судя по отзывам довольных клиентов всё работало хорошо. Либо после того как мойка выработала свой ресурс, решили, что восстанавливать робота дороже чем поставить новый.
При этом получили профит в виде того, что хорошо полили грязью конкурентов. Если бы на самом деле всё было так плохо, как описывают в видео, достаточно распаковать один из ящиков с оборудованием Лейсувош и наглядно показать - вот у Колон (он же Самсон) этот узел выходит из строя через месяц, а у Лейзувош работает годами. Вот здесь и здесь у конкурентов плохо, а у нас хорошо. Вместо этого общие слова, типа дьявол кроется в деталях, но мы не скажем в каких.
Но нельзя распространять опыт этого робота на остальные, там за год намыли столько, сколько в регионах за 5 лет не намоют. Но, по-крайней мере, понятен срок работы в зависимости от наработки. Это обязательно учитывайте в финансовых расчётах.
Кстати, о гарантии. Не смотря на то, что обещается гарантия в 3 года, по факту она не на всё распространяется. Продавцы обещают гарантию на всё, но суровая реальность в процессе эксплуатации показывает, что не всё так радужно.
Продолжим список экономии китайцев. Проявляется в том числе в мелочах, типа недостаточной влагозащищенности сонаров, которые определяют размеры автомобиля. Вроде мелочь, но может выйти боком. Единственная защита у китайских роботов-автомоек от повреждения автомобиля клиента - это прорезиненная накладка на «кочергу». Как понимаете, это сколько не защищает, сколько «уменьшает» ущерб.
Китайцы, конечно, говорят, что есть ещё токовая защита, но это не совсем так. Точнее токовая защита не даёт сгореть двигателю, когда кочерга наткнётся на препятствие. При этом срабатывает не моментально, а при приложении заметного усилия. Т.е. уже после того, как автомобиль клиента поврежден.
У американцев стоит шарнирный механизм, который вмонтирован в угол кочерги. Смахивает на дверную петлю в маятниковых дверях. Когда кочерга натыкается на препятствие, то она в месте изгиба ломается и затем возвращается в исходное состояние пружиной. Тем самым возможный ущерб уменьшается почти до нуля.
У итальянцев в портальных автомойках защита реализована в несколько степеней, это и двойные сенсоры, которые дублируют друг друга, при этом направлены в разные стороны. И механические датчики касания, которые при касании датчиком автомобиля тут же дают команду двигателям на корректировку курса. И чисто механические элементы , которые блокируют перемещение моющих или сушащих балок, в случае резких движений.
Вернёмся к нашим друзьям китайцам. Ещё они сэкономили на блоке нанесения пены. Пена наносится лейкой. Я не шучу, под «потолком» по краям две лейки, из которых пена льётся на машину. На американских роботах автомойках стоят блоки форсунок, которые выполняют ту же задачу, что и лейки, только заметно эффективнее. Пена через форсунки наносится намного равномернее и нужно намного меньше химии для этого.
Также китайцы могут наносить пену с помощью «кочерги», но это в два раза дольше, т.к. занимает два прохода, вместо одного и с равномерностью тоже проблемы. Посмотрите на это фото:
Раз заговорили о нанесении химии, то обязательно нужно упомянуть, что китайцы - это инженеры, которые заточены на копирование и удешевление. В процессах автомойки они слабо разбираются, т.к. там ещё химию нужно знать. Поэтому они посчитали такие «мелочи», типа водоподготовки неважными, не говоря уже о подогреве воды под химию и безжалостно всё это удалили в своих изделиях. А для бесконтактной автомойки эти мелочи жизненно важны. Если ещё не прочитали эту статью про критерии качественной автомойки, то рекомендую сделать прямо сейчас.
Конечно, некоторые дилеры китайского моечного оборудования, почерпнули информации в интернете, например из моей статьи, и стараются улучшать китайцев. Правда в создании водоподготовки для автомойки есть свои нюансы, про которые, уверен, они не знают и узнают только через несколько лет. А некоторые так и не узнают.
Это ещё одна причина, почему китайские робомойки моют хуже и с большим расходом химии по сравнению с оригиналом.
В силу теплого китайского климата на их аппаратах полностью отсутствует защита от замерзания. При этом, так просто её не установить. Т.е. китайцы ставятся только в тёплые помещения, плюс их нужно очень качественно, а значит дорого отапливать. В холодных регионах, помимо отопления придётся ставить тепловые завесы на ворота.
Иначе, если не «предохраняться» в сильные морозы, тех 3-5 минут, которые потратят секционные ворота на открывание и закрывание достаточно, чтобы оборудование замёрзло. Хрупкий китайский металл не выдержит российской замёрзшей воды. Поэтому придётся тратить больше денег на отопление. Можно ставить быстроподъемные ворота, но из-за их строения, улицу вы будете отапливать постоянно, а не только в момент открытия и закрытия. Думаю, не стоит говорить, что у американцев и европейцев с этим дела обстоят по другому.
То что китайское оборудование не дружит с российскими законами стоит отдельного упоминания. Поэтому при покупке китайского оборудования придётся либо сажать кассира, либо ставить плоды российско-китайских решений. И обойдётся и то и другое совсем не дешево, под полмиллиона наших российских рублей. И не смотря на не совсем демократичную цену, исполнение будет «дешёвым». Достаточно посмотреть на фотографию, которую я сделал на одной робомойке, которой ещё не было даже года. Такими темпами через три года придётся менять как минимум корпус. Возможно одним корпусом не получится обойтись.
Таким образом, если вернутся к финансам, то вы, посмотрев рекламу, нацелитесь потратить на китайца 2 млн, а окажется, что только хоть как-то моющее оборудование обойдётся существенно дороже тех самых 2 млн. Да ещё по мелочам нужно докупить одно, другое третье, плюс доставка, плюс монтаж… И окажется что сумма вложений только в оборудование перешагнёт далеко за 4 млн, что уже не так бюджетно, как хотелось бы.
А средний чек из-за низкого качества мойки будет почему то ниже, чем обещают продавцы и в итоге цифры рентабельности уже не такие интересные. А если учитывать стоимость обслуживания и простои, то они будут ещё грустнее.
Ладно не буду о грустном и отложу в сторону нескончаемый список того, на чём китайцы сэкономили. Оказывается, кое в чём китайцы переплюнули оригинал. Моменты эти немного спорные, но они есть.
Во-первых, у Laserwash или Razor дозирование производится инжекторами, о чём я упоминал выше. А вот китайцы поставили дозирующие насосы. Возможно китайские дозирующие насосы просто дешевле, чем качественно исполненные из дорогого пластика или металла узлы эжекторов. Но регулировать дозировку автохимии на китайцах на голову удобнее.
Во-вторых, китайцы опционально поставят более мощный двигатель. Т.е. вместо китайского двигателя с маркировкой Сименс на 18,5 кВт, поставят не менее китайский Сименс на 22 кВт, что на 19 процентов больше. И вместо 75 бар, можно помпу раскрутить до 90 бар. Это, конечно не обещанные продавцами 160 бар, но на одну пятую будет мыть лучше.
Правда есть и оборотная сторона медали. Американцы не ставят двигатели такой мощности на помпы Cat Pumps, которые считаются самыми надёжными помпами в мире. Чтобы увеличить срок их службы и не менять каждые пару-тройку лет. А вот китайцы на китайские же помпы Pinfl, сделанные в Тайчжоу, т.е. откровенный нонейм, не боятся их ставить. Есть у меня ощущение, что американские инженеры, которые придумали Г-образную робомойку, всё-таки лучше всё просчитали и ставят двигатели мощностью 18,5 кВт не из-за меньшей стоимости.
Так что же выбрать? Какая роботизированная автомойка лучшая?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. У каждого оборудования для бесконтактной автомойки свои плюсы и минусы. Могу только не рекомендовать ставить самые дешёвые китайские робомойки, т.к. они не моют от слова совсем.
Американские Г-образные роботы имеют неоспоримые плюсы, главные из которых простота, компактность, лучший маркетинг и скорость.
Европейский портальные автомойки - это самая низкая себестоимость на рынке при очень хорошем (на мой взгляд лучшим) качеством помывки.
Китайские робомойки - компактность и низкая цена, а значит самый низкий входной билет на этот рынок. Надёжность при этом спорная. С одной стороны больше сотни китайских автомоек работает по стране, с другой стороны актуальные сейчас модели (кроме самых дешёвых, которым больше 10 лет) были представлены в 2015-2016 годах, т.е. они физически нигде не могли проработать больше 4 лет. А по факту с трудом можно найти роботов которым больше 2х лет. Что с ними будет ещё через 2 года никто не знает. Теоретически ничего хорошего с ними не может быть, но теория не всегда соотносится с практикой. Возможно срок жизни будет больше 5 лет, но это будет понятно ещё не скоро. Тогда как даже в России можно найти работающие экземпляры европейских и американских роботов, которые уже разменяли первый десяток.
Если хотите купить самую популярную бесконтактную робомойку - берите PDQ Laserwash, их по всему миру было продано столько, сколько всех европейских и китайских робомоек вместе взятых.
Если хотите мойку, которая лучше всего моет при низкой себестоимости, то берите Aquarama, если, конечно, уважаете страну где были созданы такие автомобили как Ferrari и Lamborghini. Если думаете, что итальянцы - фигня и ничего нет лучше Мерседеса - берите Christ.
Если хотите сэкономить, а не заработать, то безусловно берите китайские автоматы. За эту цену им альтернативы нет.
Но больше всего в России в 2020 году будет продано китайцев. Если короновирус не помешает (статья писалась в январе и феврале 2019), то в Россию будет поставлено порядка 150 автоматических моек. Причины две: огромные рекламные бюджеты и низкая цена. По отдельности у каждого дилера китайских заводов не ахти какие рекламные бюджеты, не больше 3 миллионов рублей в год, а обычно даже меньше миллиона, но учитывая что их десятки в РФ, то вместе получается огромный бюджет, который популяризирует китайскую продукцию. А если помножить это на низкую цену, то китайские заводы потирают довольно руки, они будут загружены работой на весь год.
Собственно, именно то обилие некачественной рекламы, которая даже из утюга лезет, побудило написать эту серию статей: качество помывки автомобиля, статью которую вы дочитали до этих строк (обзор рынка робомоек) и следующую статью, где с практической точки зрения и от независимого эксперта (не продаю и никак не связан с продавцами китайских роботов), посоветую что выбрать из китайцев.
Один мой коллега считает, что китайские робомойки убьют рынок бесконтактных роботизированных автомоек, как в своё время из-за неграмотного поведения продавцов и владельцев щёточных моек убили в России их продажи. Убила, кстати, именно экономия. Покупали автомойки в самых бюджетных комплектациях, не предназначенных для российской грязи, а затем экономили на шампуне, щетках и персонале. В итоге грязь прилипшая к щеткам царапала автомобили и теперь все объезжают щёточные порталы за километр.
Коллега считает, что за пять-семь лет поставят больше тысячи китайских бесконтактных автоматов. Все люди попробуют, убедятся, что автоматы моют плохо и также как сейчас избегают щёток, будут избегать всех роботов без исключения.
Я настроен более оптимистично, но то что китайцы убьют продажи американских робомоек - это факт. Обыватель не увидит отличий между американской и китайской робомойкой, кроме надписи. И не поедет на американского робота, считая что это такое же фуфло, которое он пробовал раньше. И заманить его чтобы переубедить, что эта мойка моет лучше, будет крайне тяжело, почти невозможно.
Это фото прислал знакомый, после того как помылся на китайском роботе
Так какую робомойку выбрать? Ответ прост. Садитесь и езжайте по робомойкам. Основной параметр при выборе автоматической мойки - это качество помывки. Так что если хотите открыть конкурентоспособную мойку, придётся оторвать пятую точку от стула и ездить по мойкам.
При этом тестировании подавляющее большинство инвесторов допускают типовую ошибку, которая сводит это тестирование на нет. Приезжают тестировать портальные автомойки на чистых и ухоженных машинах. К тому же покрытых керамикой или жидким стеклом, да ещё в добавок качественным воском. Максимум проедут по нескольким лужам, чтобы организовать видимость грязи. И, естественно, получают одинаково хороший результат на любых робомойках.
Вот только клиенты приезжают на разных машинах, мало у кого защитное покрытие, типа керамики, да и моются обычно не чаще раза в две недели, а то и раза в месяц. Поэтому влезайте в шкуру будущего клиента и не мойте машину минимум две недели, а лучше месяц. Естественно, на своей машине можно так год мойки тестировать.
Но зачастую достаточно приехать на пару часов к интересующей мойке, поговорить с клиентами, посмотреть насколько качественно отмыта машина. Правда, смотреть бывает недостаточно, особенно если дело касается китайцев, т.к. после «сушки» машины остаются мокрыми, а пока они мокрые, то кажутся чистыми.
Тут на помощь приходит классический способ с белой салфеткой. Проведите разными салфетками на протяжении 20 см в одинаковых местах кузова. Лучше всего проверять такие «грязные места» как низ дверей и капот. И на основании того, насколько салфетка становится серой, а иногда чёрной, делайте выводы.
Постараюсь оперативно написать продолжение этой статьи о китайских робомойках, т.к. скорее всего они наиболее интересны читателям, в силу низкой стоимости входа на рынок. Своё мнение о тех или иных автоматических автомойках высказывайте в комментариях под статьёй.
Олег Логачев
16 марта 2020