Комплектация оборудования автомойки самообслуживания
Базовые вещи (какие должны стоять помпы, клапана, водоподготовка, конверторы и т.п.) не буду здесь объяснять. Одним это будет просто неинтересно, а те, кто старается вникнуть слишком глубоко, понимают такие рекомендации буквально и начинают выбирать конечный продукт по комплектующим. Что в корне неверно.
Чтобы объяснить это, сделаю небольшое отступление. Я больше 15 лет проработал топ-менеджером российской дочки немецкого завода, который производил оконную фурнитуру, замки и прочие детали для открывания и закрывания окон и дверей. В основном нашими клиентами были крупнейшие оконные заводы РФ. Некоторые из заводов были гигантскими, на территории таких заводов могли поместится две Акварамы.
Фурнитура – это набор важных деталей в окне, которые по стоимости были на третьем месте (профиль и стеклопакет дороже), но при этом, в случае каких-либо проблем с окном, в первую очередь все кивали на фурнитуру. Поэтому приходилось досконально разбираться во всём техпроцессе и всех комплектующих.
Помимо всего прочего, в рамках конференций приходилось общаться с дилерами этих заводов, поэтому я был в курсе, как происходит выбор конечного изделия, например окна ПВХ. И один из заметных трендов при выборе потребителем – выбрать марку пластикового профиля и марку фурнитуры, и затем искать кто дешевле предложит окно с определённым набором. А после покупки начинался негатив в сторону и профиля, и фурнитуры (в основном фурнитуры).
Я, как профессионал, прекрасно понимал, что и профиль, и фурнитура – это вещи, бесспорно важные, но для качества окна второстепенные. Намного важнее соблюдение технологии, опытный персонал, начальник производства с глубокими знаниями процесса, отношение менеджмента завода (или владельца) к конечному продукту. В итоге, одни заводы гнали сотни квадратных метров брака в день (по-другому назвать эти окна я не могу), используя именитые бренды. А другие заводы, используя никому не известные марки профиля и фурнитуры, делали не окна, а конфетки. И причин для этого могло быть сотни. Приведу только одну.
В каждом окне применяются очень дешевые пластиковые детальки – «рихтовочные пластины» (подкладки под стеклопакет). Стоили (да и скорее всего до сих пор стоят) копейки, в прямом смысле этого слова – они никому не видны, т.к. находятся внутри окна и используются для поддержания жесткости окна. Если на профессиональном сленге – ими расклинивают стеклопакет, чтобы придать нужную геометрию створке и сохранить ее в дальнейшем. Чаще всего это делается при монтаже окна, чтобы подогнать окно под существующую геометрию проёма, на серьёзных заводах – на специальных стендах.
Мелочь вроде, но если производитель решит сэкономить рубль на одном окне и купит самые дешёвые подкладки, то поначалу всё будет отлично. Вам поставят окно, оно прекрасно будет работать, пока месяц не постоит на солнцепёке. От высокой температуры дешёвый пластик теряет свою жесткость, и стекло проминает эти подкладки. Тем самым окно в прямом смысле теряет форму и перестает открываться или закрываться, либо створка начинает задевать за раму. Створки, что называется, «провисают», часто настолько, что это нельзя исправить регулировками фурнитуры. Вот так владелец окна покупал известные бренды, а из-за того, что кто-то экономил рубль, получал головную боль.
Я уверен, что каждый, кто читает сейчас эти строки, покупал когда-либо пластиковые окна, но никогда не догадывался, что такая мелочь может стать источником неприятностей. И таких мелочей, которые могут повлиять на качество, даже в таком простом изделии, как окно – сотни. А в окне используется порядка 30 деталей. Теперь представьте сколько подобных мелочей может вылезти наружу, когда используются сотни деталей.
К чему это длинное отступление? К тому что, если Вы погонитесь за каким-то набором комплектующих, например купите оборудование с помпами Cat, клапанами Burkert, контроллером Siemens, вполне может оказаться, что оно будет плохо работать.
Мало того, посмотрите сайты лидеров этой отрасли в Европе или Америке: ни на одном из них вы не увидите список марок комплектующих, т.к. зачем им своим именем рекламировать собственных поставщиков? Только небольшие фирмочки на главной странице с гордостью перечисляют марки, которые они используют: вроде бы детали у них лучше, чем у лидеров отрасли, а при этом дешевле. И кто-то на это клюёт, конечно. Вот только помимо тех деталей, что на слуху, есть ещё десятки тех, что сильно влияют на качество. А важнее всего не детали, а то, как это всё вместе собрано и работает.
Но я ни в коем случае не принижаю важность качественных комплектующих. Они очень важны. Собственно, поэтому лидеры отрасли и такие дорогие, т.к. используют только качественные комплектующие, но это не панацея от всех бед. Это только одна частичка из пазла.
Итак, что должно быть обязательно на любой автоматической автомойке самообслуживания:
-
Установка умягчения воды и обратноосмотическая установка. Умягчение воды нужно не только для установки обратного осмоса и для того, чтобы оборудование меньше изнашивалось (такие версии я слышал от производителей оборудования эконом-класса), но в первую очередь – для улучшения качества помывки автомобиля и экономии моющих средств. Автохимия намного лучше действует на грязь в мягкой воде. Тут должен сделать ремарку, что водоподготовка водоподготовке рознь. Есть некоторые «эксперты», которые набили руку на водоподготовке для котельного оборудования, например, а затем обещают сделать водоподготовку для автомойки за 3 копейки – не выйдет. Совершенно разные требования и производительность, в итоге вода после такой водоподготовки остаётся жесткая, а после осмоса остаются разводы на машине. Так что нужно выбирать по получаемому результату, а не по обещаниям.
-
Всегда рекомендую заказывать систему антифрост. Она обеспечивает постоянную циркуляцию воды в магистралях, благодаря этому они не замерзают. Нужно заказывать даже в мойку закрытого типа, чтобы не бояться разгильдяйства сотрудников, которые могут забыть закрыть ворота и выстудить бокс.
-
Система автоматического управления светом. Автоматически включает дежурный свет, когда темнеет, и выключает, когда светлеет. Когда оплачивается любая программа, включает освещение на полную мощность и выключает через какое-то время после того, как закончатся средства. Не очень дорогая, но окупит себя за достаточно короткое время на экономии электроэнергии.
-
Пылесос. Недорогая опция (относительно всей мойки), легкая в установке, приносит небольшой, но достаточно стабильный доход. Всегда рекомендую ставить один двухпостовой пылесос (обычно разница между одно- и двух-постовым слишком маленькая) на любое количество постов. Если окажется, что одного пылесоса будет мало, то всегда можно добавить в будущем. При этом, категорически не рекомендую ставить пылесос на «мокрых» постах, т.к. по стоимости программы дешевле пылесоса только пауза. Сами понимаете, человек пылесосит машину 10 минут за 50 рублей и занимает пост, а за это время пост мог бы принести не меньше 150 рублей на обычной программе.
-
Установка для самостоятельной химчистки. Недешёвая опция, которая при этом приносит небольшие деньги. Во-первых, химчистку салона делают очень редко, в лучшем случае раз в год. Во-вторых, высокоэффективные препараты нельзя использовать на мойках самообслуживания – они очень агрессивные и не универсальные. Профессионалы на обычных автомойках для начала тестируют на маленьком и незаметном участке и только потом начинают работать с этой химией по остальным частям салона. Если их использовать на мойке самообслуживания, то однажды кто-то испортит свой салон и подаст в суд на владельца. Поэтому используются только мягкие универсальные средства, которые априори не могут быть эффективными. Т.е. эффект от такой химчистки достаточно сомнительный, что портит реноме всей автомойки.
-
Аппараты для мойки ковриков, чернения шин, розлива «незамерзайки», диспенсеры замши и бумаги и т.п. По практическом опыту на мойках самообслуживания просто простаивают. Со временем на них найдётся свой постоянный потребитель, но пока крайне сомнительное вложение денег. К тому же, их всегда можно будет поставить позже.
-
Умывальник из нержавеющей стали. Считаю, что должен быть на любой автомойке самообслуживания. Это недорогая вещь, которая может стать решающей в выборе мойки самообслуживания. У нас любят протирать автомобиль после мойки самостоятельно, поэтому нужен умывальник, чтобы споласкивать тряпку/замшу. Умывальники российского производства максимально простые и недорогие, с педальным приводом подачи воды. Зарубежные могут быть с сенсорами, роликами для отжима замши, но в два-три раза дороже.
Нужна ли система удалённого доступа
Чаще всего она становится просто игрушкой для владельца мойки. Многие честно говорили, что заходили несколько раз потестировать, показали друзьям и всё. Хотя может быть хорошим инструментом, если мойка работает без персонала, как в Европе, либо находится очень далеко от дома, а доверия работникам нет, и можно осуществить какие-то действия, не выходя из дома.
Владельцам и инвестором обычно удалённый доступ не нужен. Им нужен доступ только к фискальной информации и то, если это одна мойка из сети, нужен контроль за управляющим (если он есть) или когда несколько инвесторов, желающих контролировать друг друга. Часто бывает, что владелец сам инкассирует деньги, тогда вообще никаких вариантов удалённого доступа не нужно.
Олег Логачев
17 июля 2019