Какие бывают программы мойки для МСО и как выбрать нужные
Выбор программ мойки, которые будут доступны на вашем оборудовании, требует определенных знаний и тонкого расчета – если поставить слишком мало или слишком много, можно значительно потерять в прибыли. Поделюсь практическим опытом – какие программы нужны, а без каких лучше обойтись.
Вода высоким давлением
Думаю, не стоит объяснять, что это и зачем нужно. Отличие в европейском оборудовании и в российском только в том, что в европейском оборудовании изначально более низкое давление – 90-120 бар. Связано это с требованиями по безопасности (вопрос времени, когда у нас их тоже примут), а также, чтобы увеличить комфорт при мойке (легче держать пистолет и значительно меньше брызг). Российское оборудование – это 140-200 бар, тут зависит от «безбашенности» производителей.
Таксистам и газелистам нравится, чтобы пистолет можно было держать только двумя руками. Если при этом нужно будет ещё упираться спиной в стену, они будут только рады. Им простительно, они же не знают, что давление – это только один компонент в качестве мытья автомобиля, при этом второстепенный. Сделать давление таким, чтобы при 90 барах пистолет вырывало из рук на самом деле просто – подобрать нужную форсунку. Правда мыть от этого лучше не станет.
Шампунь/химия высоким давлением (основная мойка)
Я бы называл программу «зимняя пена». Во время этой программы под давлением подаётся раствор химии. При ударе об автомобиль немного вспенивается. При наличии опыта это лучший и самый экономичный вариант отмыть автомобиль, т.к. на грязь одновременно оказывается и химическое, и кинетическое (ударное) воздействие.
Одно большое НО: если у клиента плохой глазомер и он минимум дважды не пройдётся по каждому участку автомобиля, то после того, как автомобиль высохнет, будут видны следы в тех местах, которые он пропустит.
Воск
Бывает «холодный», бывает «горячий», но смысл один – покрывает ЛКП тонкой плёнкой на силиконовой основе, которая придаёт блеск и небольшой эффект гидрофобности, когда капли скатываются не задерживаясь. Есть достаточно большой процент любителей этой программы, за счёт чего увеличивается средний чек, а владелец больше зарабатывает.
Лично я не пользуюсь этой программой, т.к. моюсь всегда бесконтактно (не дотирая автомобиль замшей), к тому же не чаще раза в неделю, а то и в две. При такой мойке силиконовая плёнка будет не столько придавать блеск, сколько консервировать плохо промытые участки, а грязь с воском бесконтактно уже не смыть.
Осмос (деминерализованная вода, финишное ополаскивание)
С некоторыми оговорками, воду, которая подаётся на этой программе, можно назвать дистиллированной. Т.е. очень и очень чистой, почти не содержащей примесей. Когда пользователь поливает этой водой автомобиль после помывки, то обычная вода заменяется осмотической (полученной методом обратного осмоса). При высыхании такая вода, в отличие от обычной, не оставляет разводов и «капель», и уже не нужно сушить машину замшей.
В Европе такой программой пользуется подавляющее большинство, в России таких продвинутых и вечно спешащих товарищей вроде меня – не очень много, не больше трети, но для нас это увеличение среднего чека и лишний заработок для владельца. Впрочем, сэкономленное время для меня куда важнее лишних потраченных 20-30 руб.
Кстати, осмотическая вода замерзает при температурах значительно ниже нуля, в отличие от сырой воды, поэтому незаменима на мойках, где нет программы «горячая вода».
Пена (активный мусс, активный шампунь, пена шапкой)
Подаётся обычно из отдельного пистолета в виде пены, которая покрывает белой шапкой автомобиль. Состоит из более концентрированного моющего раствора. За счёт высокой концентрации поверхностно активных веществ (ПАВ), грязь отрывается от ЛКП и в виде взвеси стекает вместе с пеной.
Самая любимая в России программа, и на это есть достаточно весомые причины:
- Во-первых, все привыкли на обычных ручных мойках к обильной пене шапкой.
- Во-вторых, это просто красиво.
- В-третьих, достаточно заметно нивелирует неумение мыть автомобиль, т.к. нанести пену без прогалин способен даже ребёнок.
- В-четвёртых, для мытья автомобиля нужно прикладывать существенно меньше усилий, чем при «шампуне высоким давлением». А люди у нас любят экономить собственные усилия, даже больше, чем деньги.
Именно поэтому настоятельно рекомендуем заказывать эту программу. Если у конкурента будет эта программа, а на вашей мойке – не будет, то получите солидный отток клиентуры.
Но есть у этой программы и минусы:
- Первый и самый очевидный – это по факту отдельная магистраль: отдельные РВД (рукава высокого давления), консоли, пистолеты, колчаны, система антифроста и прочее, а значит она достаточно дорогая. Даже на оборудовании для автомойки самообслуживания эконом класса. Правда там часто ставят «двухствольный» пистолет, чтобы сэкономить, но такие пистолеты тяжелые и громоздкие, клиентам не удобно ими оперировать.
- Второй минус, не очень очевидный летом, сразу бросается в глаза зимой: уже при температуре -3, пока вы будете пенить один бок автомобиля, второй бок успеет замерзнуть, и пена превратится в корочку. Поэтому зимой я рекомендую пользоваться «шампунем высокого давления».
- Третий минус касается только российского и восточно-европейского оборудования: на нём процесс пенообразования максимально упрощён и удешевлён, и для этой программы используется специальный пистолет, который взбивает пену за счёт так называемой «пенной таблетки» (металлическая сеточка, через которую под давлением пропускается раствор и вспенивается). Эти пенные таблетки имеют свойство достаточно быстро засоряться или «замыливаться», что приводит к падению давления и замерзанию зимой этих магистралей, если их постоянно не менять. Не говоря уже о том, что при использовании пенных таблеток происходит самый большой расход химии, что не могут себе позволить в Европе.
Те, у кого нет программы «пена» пытаются заменить её «предварительной мойкой», где так же подаётся более концентрированный раствор химии, но из-за отсутствия вспенивания, он существенно хуже действует на грязь, да и внешне нет такого эффекта, как от пены. Лично я считаю программу «пена» или «активный мусс» (особый вид вспенивания) must have на любой автомойке.
Пауза
Необходима при использовании программы «пена»: ей нужно дать небольшое время (до минуты), чтобы подействовать. Да и просто такая программа нужна, чтобы прерваться, если человек, например, забыл коврики достать или окно закрыть.
Т.к. любой простой на посту – это минус для владельца, то у нас программа пауза настраивается, и можно запрограммировать любую стоимость. Мы рекомендуем ставить небольшую цену, от 3 до 10 рублей за минуту в зависимости от региона. Т.е. не настолько маленькую, чтобы человек «забил» на текущие деньги во время паузы, но и не настолько большую, чтобы он пошёл на различные ухищрения.
Я уверен, что каждый видел на мойках, где нет «паузы», как люди придумывают варианты устраивать паузы и не платить: закидывают мелочью определённое количество, только чтобы запенить машину, а потом стоят и бесплатно ждут по пять минут, довольные, что им удалось обмануть систему; или вынимают карточку лояльности; или подгоняют так время действия, чтобы действие жетона закончилось после запенивания.
Диски
Во время действия этой программы подаётся раствор кислотной (а не щелочной) автохимии на отдельном пистолете. Это тип автохимии, который запросто справляется с сильными загрязнениями колесных дисков от пыли тормозных колодок.
Но использовать такую химию нужно с осторожностью, т.к. в ее основе кислота. Некоторые пластики или резиновые уплотнители могут «посереть» от действия этой автохимии. Используют её достаточно редко, т.к. сам формат мойки самообслуживание предполагает быстрое и дешёвое мытьё автомобиля.
Чаще всего её используют люди, которые по выходным приезжают на мойку не деньги экономить, а поухаживать за своим «железным конём». А таксисты и газелисты не используют такую программу никогда. Поэтому нужно смотреть, какой контингент планируется на автомойке. Я редко рекомендую использовать эту программу.
Диски и насекомые
В Европе обычно её называют просто «насекомые», или «от насекомых». Используется самая агрессивная щелочная автохимия. Резинки и пластики более устойчивы к щелочам, но всё равно рекомендуется быстро смывать ее после нанесения.
Я рекомендую называть эту программу более развернуто. Да, такая химия будет хуже отмывать пыль от тормозных дисков, чем кислотная химия, но намного лучше, чем обычная пена. Такую программу обязательно рекомендую ставить на въезде в город после трасс, либо в районах, где летом очень много насекомых.
Особенно пользуется популярностью на «дачных» направлениях, стабильно и достаточно сильно увеличивает средний чек, при этом довольны и клиенты, и владельцы автомоек. Где-то в центре крупного города, где мало любителей поухаживать за автомобилем, такую программу нет смысла устанавливать, т.к. пользоваться будут редко, а путать людей будет.
Горячая вода высоким давлением
Ну, как «горячая»… Естественно, если подавать воду с температурой 60 градусов, то учитывая наружные отрицательные температуры, для лакокрасочного покрытия автомобиля будет серьёзный тепловой удар, который нанесёт куда больше вреда, чем пользы. Поэтому температура на выходе – не больше 35 градусов тепла, чуть тёплая, но на морозе она воспринимается горячей (при минусовых температурах пара при мытье автомобиля как в бане). О других особенностях работы МСО в зимний период можно почитать здесь.
Достаточно редкая, но очень полезная программа в условиях российских морозов. В зимнее время это – совершенно незаменимая программа, которая позволяет мыться при температурах ниже -10. Впрочем, сильно добавляет комфорта и при более высоких температурах, т.к. банально лучше моет.
Все серьёзные производители оборудования оснащают свои комплексы возможностью нагревать воду и имеют термосмесители на борту и для подачи автохимии, и для подачи обычной воды. Естественно, эконом-класс, где бы он ни производился, на солнечном Северном Кавказе, либо в не менее солнечной Испании, о таких функциях даже не слышал. Т.к. ни в Дагестане, ни на побережьях Испании во время жутких холодов (именно так там воспринимается температура ниже -10 градусов) никто машины не моет.
В российских реалиях мы столкнулись с проблемой, что не так много людей готовы переплачивать за возможность мыть машину «горячей» водой. По этой причине многие владельцы нормального оборудования частенько не греют воду для программы «Вода высоким давлением», сознательно жертвуя качеством мойки. С одной стороны, падает выручка процентов на 30, но с другой стороны себестоимость горячей воды в два раза выше обычной, даже если отапливаться газом, а если отопление дизелем, то выше в разы. Т.е. по итогу получается не греть – выгоднее.
На мой взгляд, лучше вложиться в отдельную программу «горячая вода»: те, кто готов переплачивать за более высокое качество мытья, будут переплачивать и не уйдут к конкурентам, у которых есть такая программа, а таксисты с газелистами и прочие сторонники жесткой экономии могут дальше пользоваться холодной водой. При этом заметное повышение среднего чека зимой окупит эту программу за пару сезонов. Также всегда рекомендую ее, если будет отопление газом, несмотря на высокую стоимость. Большая часть затрат при этом пойдет не в автомоечное оборудование, а в отопительное (котёл большей мощности, накопительный бойлер и т.п.).
Щётки (щётка с пеной, щётка с водой)
Спорная, но определённо полезная программа. На консоли – не обычный пистолет, а пистолет с интегрированной щёткой с натуральным конским волосом. При нажатии на кнопку на клиентской панели управления (пульте) через этот пистолет подаётся либо пена, либо вода.
Эту программу очень любят все сторонники контактного мытья автомобиля (таксисты и газелисты) и боятся, как огня, большинство обычных автолюбителей. Это первый спорный момент. Второй спорный момент в том, что эта программа позволяет экономнее помыть автомобиль. Щетина щёток мягкая, к тому же пена смазывает щетину, поэтому при правильном применении она не вредит лакокрасочному покрытию.
При этом это самый простой и эффективный способ удалить с машины так называемую «дорожную плёнку». Это самая тяжело-удаляемая грязь, даже не грязь, а налёт на поверхности, который придаёт матовость и не даёт автомобилю блестеть. Т.е. клиент помоется на мойке, вроде как машина чистая, внешне грязи не видно, но она не блестит, и ощущение, что машина очень и очень старая.
Но есть одно большое НО. Да, сами щетки не царапают автомобиль, а вот песчинки или грязь, которые прилипли к щетине очень даже могут это сделать. Чтобы этого избежать, нужно предварительно замывать свой автомобиль и сбивать с него основную грязь. Т.е. пену с щёткой использовать не первой программой, а в середине – после «Воды ВД» или «Шампуня ВД». К тому же нежелательно мыться после таксистов-газелистов, т.к. особо одарённые даже не используют пену, а намочат автомобиль, поелозят щёткой, собьют водой оставшуюся грязь и уезжают довольные, что сэкономили лишние 50 рублей.
Правда, если обратите внимание, как обычно моются таксисты-газелисты, то увидите, что у большинства из них свои губки (реже щётки), которыми они пользуются для экономии. Если вы поставите щётку, то средний чек не сильно упадёт, а вот количество такого типа автомобилистов существенно увеличится: зачем им использовать свою щётку или губку, когда есть чужая, она больше и ей намного удобнее пользоваться, плюс в холода вообще не нужно мочить руки, как в случае с губкой.
Я рекомендую оснащать мойку этой программой в тех местах, где в качестве клиентуры будет много таксистов-газелистов. Это недалеко от вокзалов, аэропортов, крупных ТЦ, рынков, на въездах в города и т.п. Если мойка будет стоять в жилом микрорайоне, где очевидно, что большинство посетителей – обычные автомобилисты, то лучше её не использовать, чтобы не отпугивать клиентов. Либо ставить только на один-два поста.
Полироль, тефлон и др. гидрофобизаторы, турбо-пена, турбо-вода
Эти программы – в основном, плод фантазии маркетологов. Да, люди спрашивают что-то подобное на любой автомойке самообслуживания, т.к. через каждую автомойку проходит огромное количество клиентов, и всегда находятся люди, которым нужно что-нибудь эдакое. Но мойка самообслуживания работает на потоке, здесь задача – не удовлетворить отдельных личностей, а мыть не меньше десяти тысяч автомобилей (на 6-постовой мойке).
Обычно производители рекламируют дополнительные программы, чтобы поднять свой собственный чек, а не ваш. Они умалчивают, что при этом снижается проходимость: чем больше выбор, тем больше человек думает, а пост простаивает. Если программы понятные и ими пользуются не менее 20% человек, то такой простой окупается увеличением среднего чека с лихвой, а если человек подумает-подумает и в итоге ничего не выберет, то и чек не увеличится, и из-за такого вроде бы небольшого простоя деньги теряются. За месяц секунды складываются в минуты, минуты в часы, а часы – уже в десятки тысяч рублей упущенной выгоды.
На мой взгляд, не стоит ставить больше 8 программ, в противном случае у клиента глаза разбегаются.
Впрочем, это не только моё мнение: большинство европейских производителей даже не делают оборудование с количеством программ более 7-9, и при этом входят в ТОП-5 крупнейших производителей Европы. Не стоит пренебрегать европейским опытом.
Турбо сушка
Специальные двигатели с турбинами (воздуходувки) которые сдувают с машины воду. На каждом посту стоит большая турбина и двигатель, от которого идёт гибкий гофрированный шланг, похожий на шланг пылесоса. Пользователь водит сопло вдоль поверхности автомобиля, сдувая воду с кузова.
Очень дорогая программа, т.к. из-за жестких условий эксплуатации почти все детали сделаны из нержавеющей стали. Такие программы обычно используются на автоматизированных автомойках (портальных и туннельных). На ручных автомойках и мойках самообслуживания их можно посчитать по пальцам. Причины три: высокая стоимость оборудования; клиенты не знают, что это и как этим пользоваться, да и подавляющее большинство предпочитает бесплатную собственную замшу; низкая надёжность оборудования.
Не рекомендую заказывать эту программу.
Олег Логачев
6 мая 2019