Выбираем тип мойки самообслуживания
Поговорим о том, какой именно тип мойки самообслуживания лучше всего выбрать.
Для начала несколько слов об автомоечном бизнесе в целом. Этот бизнес имеет ярко-выраженную сезонность и высокую зависимость от погодных условий. Кроме этого, даже в течение дня имеет высокую неравномерность загрузки. Самый пик сезона приходится на осенне-весенний период, когда температура колеблется от минус 5 до плюс 10. Летом традиционный спад, а зимой спад из-за морозов, т.к. на улицах становится сухо. Значит, машины не загрязняются, плюс большинство предпочитает избегать возможных проблем с примерзающими дверьми, стёклами, замками и прочим.
Задача каждого бизнесмена в этом бизнесе помыть как можно больше автомобилей, чтобы получить максимальную прибыль. Для этого нужно в краткие пиковые загрузки удовлетворить как можно больше клиентов. Поэтому один из самых главных показателей в этом бизнесе – проходимость постов либо их количество.
Вернемся к теме статьи.
Существует три основных вида моек самообслуживания:
- открытые;
- тупиковые;
- классические закрытые.
Помимо основных типов, существует несколько вариаций из них. Например, закрытая проездная либо открытая, находящаяся в большом ангаре. А также комбинации из разного типа моек. Но мы поговорим про самые распространённые, опишем их плюсы и минусы. На основе описания основных типов автомоек самообслуживания можно будет сделать выводы и про их вариации.
Открытая мойка самообслуживания
Самый популярный в Европе тип мойки и набирающий популярность в России – это открытая мойка самообслуживания. Представляет собой навес из металлоконструкций, обеспечивающий сквозной проезд автомобиля. Обеспечивает максимальную проходимость постов.
Плюсы таких конструкций:
- Проходимость постов. Теоретическая проходимость до 8 машин в час. В реальности редко превышает 6 машин.
- Саморегулируемость. Очередь за спиной всегда стимулирует двигаться немного быстрее и не занимать пост без дела.
- Наиболее низкая стоимость возведения.
Минусы таких конструкций:
- Относительно высокая стоимость поддержания рабочих условий из-за необходимости отапливать полы в морозы.
- Самая высокая занимаемая площадь автомоек. Помимо пятна застройки необходимо минимум 7 метров перед мойкой для нормальных условий заезда, 7 метров за мойкой, плюс место для накопления очереди и «сухие посты», места, где люди будут вытирать свои автомобили, и пылесосить их.
- После минус 10 значительно падает количество желающих пользоваться такими мойками.
- В местах с сильными ветрами желательно ставить ветрозащитные экраны.
Тупиковая мойка самообслуживания
От предыдущей отличается тем, что нельзя проехать сквозь пост, а для того, чтобы выехать, нужно сдавать задним ходом. Имеет смысл устанавливать в очень узких местах (уже чем 20 метров). Либо чтобы сократить стоимость арендной платы на парковках ТЦ, в случае, если, согласно договору, арендная плата платится не только за пятно застройки, но и за подъездные пути.
Плюсы:
- занимает меньше места, чем открытая;
- может использоваться в уже существующем здании.
Минусы:
- В реальности, если обеспечить такое же количество мест под накопление очереди и пустые посты, то занимает даже больше места, чем открытая. Машины из очереди не могут подъехать вплотную к постам, чтобы было место для выезда задним ходом.
- Стоит чуть дороже, чем открытая, т.к. придётся потратиться ещё на один ряд перегородок, если строить ее с нуля.
- Меньше проходимость, чем у открытой, приблизительно на 20-30%, т.е. пиковая 4 автомобиля в час. Проходимость меньше из-за того, что приходится сдавать задним ходом (что априори медленнее). Когда очередь не организована в отдельном накопителе, то происходит путаница между клиентами, кто в какой пост стал, начинаются споры, которые только задерживают очередь.
- Значительно выше аварийность из-за движения задним ходом с плохой обзорностью. Выше вероятность задеть оборудование и навес. Учитывая, что сотрудники ГИБДД выезжают на места ДТП на прилежащих территориях в самую последнюю очередь, то в случае ДТП парализует работу поста/постов на полдня.
Мы рекомендуем использовать такие типы моек только в случае, если невозможно на этом месте организовать открытую, т.к. минусы значительно перевешивают плюсы.
Классическая закрытая
Чаще всего представляет собой капитальное здание либо временное утеплённое с воротами, закрывающими въезд. Обычно используется в случае, если мойка самообслуживания организуется в существующем здании. Имеет все плюсы и минусы тупиковой автомойки, но с рядом существенных отличий.
Плюсы:
- Можно организовать круглогодичную эксплуатацию. Существенно меньше на загрузку влияют морозы.
- Занимает чуть меньше места, чем открытая.
- Может использоваться в уже существующем здании.
Минусы:
- Самая маленькая проходимость: 1.5-2.5 машины в час. Т.к. к описанным в тупиковой автомойке самообслуживания проблемам плюсуются ещё две: нужно тратить время на открытие/закрытие ворот. Но самое плохое, теряются плюсы самоорганизации очереди. Человек в закрытом боксе предоставлен сам себе, ни он не видит очередь, ни очередь не видит его. Поэтому проводит на посту значительно больше времени. Если есть администратор, можно возложить на него обязанность «выгонять» клиентов с постов, когда они начинают заниматься протиркой машин на посту, либо посторонними делами (разговоры по телефону, мелкие ремонты и т.п.), то проходимость будет ближе к максимальной: 2-3 машины в час. Если позволять людям протирать машину на посту, то проходимость будет 1.3-2 машины в час. Нужно понимать, что если вы хотите, чтобы к вам клиенты ехали в минус 10 и ниже, то им нужно предоставлять такую возможность. Т.к. в противном случае для них не будет принципиальных отличий от вышеописанных типов автомоек самообслуживания.
- Самая высокая стоимость возведения такой автомойки.
- В реальности, если обеспечить такое же количество мест под накопление очереди и пустые посты, то занимает даже больше места, чем открытая, т.к. машины из очереди не могут подъехать вплотную к постам, чтобы было место для выезда задним ходом.
- Значительно выше аварийность из-за движения задним ходом с плохой обзорностью. Выше вероятность задеть оборудование и навес. Учитывая, что сотрудники ГИБДД выезжают на места ДТП на придомовых территориях в самую последнюю очередь, то, в случае ДТП, работа поста/постов парализуется на полдня.
Есть ли смысл строить закрытую мойку самообслуживания, если у неё такие минусы? В условиях крайнего севера – однозначно да. В остальных случаях нужно считать.
Как рассчитать? На самом деле рассчитать точно невозможно, т.к. отсутствует статистика по автомойке автомобилей. Но можно сделать приблизительные расчеты.
Нужно брать статистику по вашему региону по средней температуре по дням, а также по осадкам. Берём, к примеру, за максимальную загрузку каждого поста цифру в 70% пиковой и умножаем на 24 часа. Получаем максимальную дневную загрузку. А потом берём статистику и начинаем считать. При температуре от +5 до -5 берём полученную цифру, записываем на эти дни. А далее работаем с понижающими коэффициентами. Если были дожди в эти дни, то умножаем на 0.2. При температуре от +5 до +20 коэффициент 0.6, в зависимости от дождей. При температуре от +20 и выше коэффициент 0.4, в зависимости от дождей. При температуре от -5 до -10 коэффициент 0.6 в зависимости от осадков, при температуре от -10 до -20 коэффициент 0.4, в зависимости от осадков. При температуре -20 и ниже коэффициент 0.15, вне зависимости от осадков.
Данные коэффициенты ориентировочные. По точным рекомендуем консультироваться с автомойками на местах, если они ведут статистику, т.к. существуют региональные особенности.
Наша рекомендация – автомойка самообслуживания открытого типа во всех условиях, кроме тех, где температура меньше -10 градусов держится более полугода.
Олег Логачев
2 августа 2017